Меню
16+

«Петербургский рубеж». Информационно-аналитическая газета

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 16 от 30.04.2020 г.

ОБУЧЕНИЕ ИСКУССТВУ ЧЕРЕЗ ИСКУССТВО ОБУЧАТЬ

Преподаватель 1-й квалификационной категории музыкального отделения Светлана Поплаухина

УМЕНИЯ И НАВЫКИ СОВЕРШЕНСТВУЮТСЯ ДИСТАНЦИОННО

Преподаватель высшей квалификационной категории хореографического отделения Татьяна Бойко - дистанционный урок по хореографии
Учащаяся 4 класса отделения хореографического искусства Нелли Растенкова
Учащаяся 3 класса отделения хореографического искусства Анастасия Макина

Выполняя Указы Президента РФ, высшие и средние специальные, общеобразовательные учреждения и учреждения дополнительного образования перешли на дистанционную форму обучения. Таким образом, пандемия поставила перед педагогическим сообществом новые задачи, в том числе, актуализируя применение самых разнообразных методологических подходов в организации образовательного процесса. Депутат совета депутатов, директор МБУДО «Сертоловская детская школа искусств» Михаил Коновалов поделился с нашими читателями опытом организации дистанционного обучения.

ИСКУССТВО НА ДИСТАНЦИИ

При введении дистанционного обучения основной целью Детской школы искусств стала организация такого учебного процесса, который позволил бы максимально обеспечить полноту реализации образовательных программ с учётом специфики учебных предметов, преимущественно решающих задачи по формированию практических умений и навыков у обучающихся.

– У большинства людей словосочетание «дистанционное обучение» ассоциируется с онлайн­видеотрансляцией, когда по одну сторону экрана располагается педагог, по другую – учащиеся, а обучение происходит, как говорится, «в прямом эфире», – констатирует Михаил Юрьевич. – Такой вариант, безусловно, имеет массу положительных сторон: он является более традиционным, привычным, обеспечивающим интерактивность и общение педагога с учениками, что позволяет преподавателю сразу контролировать качество усвоения учебного материала.

Однако, как показывают опросы родителей и практика, не все учащиеся имеют техническую возможность участвовать в учебном процессе, организованном в форме видеоконференции. Учитывая это немаловажное обстоятельство, администрацией и педагогическим коллективом Сертоловской ДШИ был использован комплексный подход к организации дистанционного обучения с применением эффективных сетевых и кейс­технологий, позволяющих оперативно и качественно решать образовательные задачи. Такая организация учебного процесса позволила создать условия для участия в дистанционном обучении наибольшего количества обучающихся.

ЧТО В КЕЙСАХ?

Директор ДШИ сообщил, что для групповых дисциплин преподавателями отделений изобразительного и музыкального искусства были разработаны комплекты (кейсы) учебно­методических материалов по каждому предмету образовательных программ, как общеразвивающих, так и дополнительных предпрофессиональных. Кейсы включают теоретический материал для ознакомления учащимися, графические, наглядно­дидактические материалы, методические рекомендации по выполнению заданий, ссылки на электронные образовательные ресурсы, размещённые в сети Интернет и разработанные преподавателями самостоятельно, видео­ и аудиоматериалы и т.п.

Все учебные материалы размещаются на общедоступном информационном ресурсе, что позволяет каждому обучающемуся самостоятельно изучать их, выполнять практические и контрольные задания. Вместе с тем обучение происходит под постоянным руководством преподавателей. Так, для интерактивного взаимодействия между обучающимися, их родителями и преподавателями организованы письменные, аудио­ и видеоконсультации посредством общеизвестных мессенджеров, электронной почты.

Мониторинг результатов обучения и подведение промежуточных итогов позволяют сделать выводы, что в сложившейся ситуации данный вариант организации дистанционного обучения является наиболее удачным.

Преподаватели индивидуальных дисциплин исполнительской подготовки музыкального отделения активно используют сетевые технологии и проводят с учащимися онлайн­уроки, используя платформу Skype, мессенджеры WhatsApp и Viber. Практические видеозанятия проводятся и для обучающихся хореографического отделения школы.

КУРС НА УСПЕХ

Несмотря на соблюдение режима самоизоляции, учащиеся Сертоловской ДШИ продолжают дистанционно участвовать в творческих конкурсах и занимают призовые места.

Так, 21 апреля ученики класса преподавателя отделения музыкального искусства Ольги Матюшевской стали лауреатами Областного конкурса учащихся исполнительских отделений детских школ искусств Ленинградской области по специальности «Народные инструменты»: Полина Узурова (II место), Артём Шуечков (II место), Иван Виноградов (III место), Андрей Гурак­Ширинский (III место), Александр Прокопьев (III место), Артём Протасов (III место).

Творческими успехами увенчалось участие учащихся отделения изобразительного искусства Захара Иванова (преподаватель – Елена Коновалова), Софии Чуниной (преподаватель – Екатерина Сиващенко), Софии Кирилловой (преподаватель – Елена Коновалова), Терещенко Софии (преподаватель – Елена Коновалова) в региональном этапе Всероссийского изобразительного диктанта, итоги которого были подведены в апреле. Теперь будущих художников ждёт Всероссийский этап конкурса. Желаем им удачи!

ВОПРЕКИ ТРУДНОСТЯМ

Как и любая новая и непростая задача, дистанционная работа заставила педагогический коллектив столкнуться с некоторыми сложностями. Новая форма обучения внесла существенные коррективы в режим работы преподавателей. По словам Михаила Коновалова, для того, чтобы не потерять качество и эффективность обучения, многие преподаватели групповых дисциплин перешли на индивидуальную форму общения с каждым учащимся. Если ранее в классе преподаватель объяснял материал и контролировал его усвоение для целой группы, то теперь ему требуется проработать его с каждым учеником, проверить присылаемое задание, внести необходимые правки, дать методические указания. Конечно, это требует от педагогов гораздо больших временных и трудовых затрат.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД

– Дистанционный режим обу­чения позволил утвердиться в мысли, что при овладении исполнительскими или художественно­практическими навыками ничто не может заменить непосредственного диалога между педагогом и учащимися, «живого» показа приёмов игры на инструменте, техники выполнения графической линии, – подчёркивает Михаил Коновалов. – Тем не менее, благодаря высокому профессионализму и накопленному в течение многих лет практическому опыту, преподавателям Детской школы искусств удалось продуктивно выстроить работу с учащимися и их родителями, которая проходит в атмосфере сотрудничества, а подчас и сотворчества.

За время дистанционного обучения ребята, помимо основных компетенций, получают и дополнительные. Например, обучающиеся отделения изобразительного искусства научились самостоятельно оформлять натюрмортные постановки для выполнения художественных работ, заниматься учебно­исследовательской работой. Учащимся отделений музыкального и хореографического искусства удалось значительно расширить общий и музыкальный кругозор, уверенно овладеть не только предметными, но и метапредметными знаниями, умениями и навыками.

Реалии наших дней таковы, что преподавателям школы приходится постоянно совершенствоваться в искусстве обучать, с чем опытный и талантливый педагогический коллектив Сертоловской ДШИ достойно справляется.

Учащийся отделения изобразительного искусства Игорь Тарасенко - группа ПП 11 - за работой над натюрмортом
Учащаяся отделения изобразительного искусства Анна Блинова - группа ПП 12 - за работой над натюрмортом

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

9