Меню
16+

«Петербургский рубеж». Информационно-аналитическая газета

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 13 от 13.07.2023 г.

ГЛАВНЫЙ ПРЕДМЕТ, КОТОРОГО НЕТ

Автор: Дмитрий КАРПОВ

Дети приходят в этот мир за счастьем. Не верите? Спросите у их родителей. И если увидите, что вопрос при­вёл собеседника в замеша­тельство, имейте в виду, что в его в семье что-то идёт не так. Потому что главная ее задача – делать людей счастливыми.

Но история, когда всё про­исходит с точностью до наоборот, стара как мир. Статистика бьёт наотмашь. По некоторым данным в России распадаются каждые четыре брака из пяти заключаемых. Грустная арифметика застав­ляет задуматься: а может ли в таких условиях наше обще­ство быть благополучным в принципе либо оно неизлечи­мо поражено недугом семей­ного распада?

Попробуем расставить в этом вопросе все точки над Ё.

В ПОГОНЕ ЗА СИНЕЙ ПТИЦЕЙ

Очень популярный сейчас в нашей стране семейный пси­холог Сатья Дас, он же Сергей Яковлев, кажется, нашёл золо­тую жилу, давая на своих лекциях ответы на вопросы, как наладить свою личную жизнь, укрепить отношения с избранником и со­хранить брак. В активе Сатьи — миллионы подписчиков на его ресурсах в Интернете, два де­сятка авторских книг, регуляр­ные турне с лекциями по круп­нейшим российским городам. Кстати, посмотрите его ролики и вы, возможно, узнаете много интересного.

Что характерно, — 30-, 40-, 50-летние люди внемлют ему, затаив дыхание. Ответы на вол­нующие аудиторию вопросы могут быть шокирующими, па­радоксальными, однако всегда обоснованными. При этом зре­лые люди, которым надо бы уже неплохо знать те темы, которые затрагивает лектор, спорят с ним очень редко. Вероятно, по той причине, что ответы на зада­ваемые вопросы зачастую ста­новятся для них откровением.

В самом деле, где и когда при­ходящие на его лекции могли бы получить фундаментальные зна­ния о том, на каких принципах строится семья, каковы главные обязанности в семье у мужчины и женщины, основные правила и принципы их взаимоотношений, наконец, о том, что следует об­суждать и озвучивать, а от чего лучше воздержаться.

Школа таких знаний не даёт. Семьи, учитывая приведённую выше статистику – тем более. На одной из своих лекций Сатья Дас попросил даже поднять ру­ки тех, чьи родительские семьи могли бы послужить примером. Таковых оказались единицы. Зато лес рук вырос после вопро­са о том, у кого имеется отрица­тельный опыт. Таковых оказалось подавляющее большинство.

Получается парадоксальная ситуация. Всего через год после окончания одиннадцатого клас­са вчерашний школьник уже мо­жет встать под знамена россий­ской армии. Для этого в школе велось военно-патриотическое воспитание, поэтому в вопросах защиты Отечества наши школь­ники более-менее подкованы.

Однако вместе с достижением возраста призыва в армию — 18 лет — молодые люди и девушки получают ещё и право вступить в брак. Кстати, в случае эманси­пации, то есть объявления не­совершеннолетнего, которому исполнилось шестнадцать лет, полностью дееспособным, брак может заключаться и в более раннем возрасте.

И вот на этом этапе выясня­ется самое интересное: о стро­ительстве семейной жизни мо­лодые люди имеют лишь самые отрывочные сведения, поэтому учиться всем премудростям на­чинают на собственных ошибках.

ВСЕХ ПОСТРОИТ «ДОМОСТРОЙ»?

Как видим, главный вопрос заключается в том, где же на­бираться уму-разуму в постро­ении семейных отношений? Той самой житейской мудрости, ко­торая позволит делать меньше ошибок, быть более ответствен­ным и лучше понимать послед­ствия каждого поступка.

Когда-то в России универсаль­ные советы по всем направле­ниям жизни человека и семьи, включая общественные, семей­ные и хозяйственные, давал «Домострой» — уникальная книга XVI века, вобравшая в себя мно­жество правил и наставлений.

Она включала в себя пере­чень обязанностей мужа, жены и детей. Она требовала от супру­гов во всём советоваться друг с другом, давала советы, как вос­питывать детей и относиться к старшим. «Домострой» не толь­ко отражал морально-этические нормы поведения людей того времени, но и рисовал идеаль­ную модель того, как надо было жить. Книга была тем источни­ком знаний, который никто не брался оспаривать, ей верили на слово, а наставлениям следова­ли несколько поколений наших предков.

Сегодня правила очень размы­ты, непререкаемых авторитетов в области семейной психоло­гии можно по пальцам перечи­тать. Несмотря на то, что полки в книжных магазинах ломятся от специальной литературы, люди в большинстве своём черпают представление о том, как стро­ить отношения, из телепрограмм уровня реалити-шоу «Дом-2». А что? Достаточно наглядно и убедительно. В сухом остатке имеем здоровый цинизм, непри­тязательность и удивительную простоту суждений.

КОРАБЛЬ «СЕМЬЯ» ПРОСИТ О ПОМОЩИ

Ну, хорошо, если для создания крепкой семьи зачастую не хва­тает стимулов, выдержки и зна­ний у самих её построителей, то, может быть, чем-то этой ячейке общества может помочь госу­дарство?

Отсутствие стимулов прово­цирует позднее вступление в брак, низкую рождаемость, та­кое распространённое явление как чайлдфри. О статистике раз­водов уже не говорим. Впору хо­тя бы не допустить критического уменьшения численности этно­са.

Но самый главный вопрос, ко­торый стоит, а если быть точнее, должен стоять перед обществом ,– сможет ли в этих условиях семья без посторонней помо­щи извне стать тем институтом, который обеспечит не только численный рост населения, но и качественное воспитание детей, преемственность традиций, бе­режное отношение к народным ценностям.

Похоже, без всесторонней поддержки государства всё это нереализуемо. Семья нуждает­ся в помощи по целому ряду на­правлений.

Одно из них – просветитель­ское. Его смысл состоит во вве­дении в школьную программу дополнительного курса с услов­ным названием «Этика и пси­хология семейных ценностей», который ещё в 2014 году активно продвигал бывший детский ом­будсмен Павел Астахов. Однако дальше эксперимента дело на пошло.

Много вопросов у молодых семей вызывает социальная поддержка – обеспеченность детскими садами, школами. Как и средняя температура по боль­нице, здесь вроде бы тоже все нормально, но у многих пробле­мы — в каком именно детском са­ду будет предоставлено место, в какую школу пойдёт ребёнок.

Размер различных выплат, как и материнского капитала – во­прос относительный и неодно­значный, вряд ли кто скажет, что это предел мечтаний.

Несмотря на поддержку госу­дарством молодых семей в ча­сти приобретения жилья, здесь также много вопросов. Это и дороговизна, и необходимость постоянно прирастать квадрат­ными метрами в связи с попол­нением семьи.

Возможно, государственная поддержка когда-нибудь выльет­ся и в другие формы. Например, ими могут стать стимулирующие выплаты за отсутствие разводов в биографии супруга, семейный стаж, какие-либо другие обстоя­тельства для поощрения.

В любом случае, чтобы каждый корабль под названием «Семья» пустился в долгое и благополуч­ное путешествие, необходима кропотливая подготовка, надо обеспечить его всем необходи­мым, в том числе – с участием государства.

На деле это видится таким об­разом, что если семья предстаёт главной и несомненной ценно­стью, то и государство должно ей помощь всей своей мощью, радикально. Возможно, она должно стать едва ли не главным его приоритетом.

Между прочим, наши восточ­ные соседи этим вопросом оза­ботились уже очень серьёзно. Например, в Японии, третьей экономике мира, вплотную по­дошли к тому, чтобы создать правительственное агентство, которое займётся вопросом низ­кой рождаемости. Стабильное уменьшение численности япон­ского населения вынудило при­знать премьер-министра Фумио Кисиду, что Япония «находит­ся на грани того, что не смо­жет поддерживать социальные функции».

Увы, озвученная проблема, характерна для подавляющего большинства развитых стран. И Россия тоже входит в этот пере­чень. Тенденции развития че­ловеческого общества говорят о том, что, если семьям не ока­зывать самую прямую и эффек­тивную поддержку, семейные проблемы трансформируются в проблемы государства. Это уже происходит.

Проблема грозит превратить­ся в такую же напасть, как по­разившая весь мир пандемия. Поэтому и бороться с ней необ­ходимо на всех уровнях, с при­менением всех возможных мер и всеми возможными способами.

А что вы об этом думаете?

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

6