Меню
16+

«Петербургский рубеж». Информационно-аналитическая газета

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 2 от 25.01.2024 г.

ПРО ЖУЛЬЁ ИЗ ТЕЛЕФОНА

Как понять, что вам звонят мошенники и куда на них жаловаться?

О телефонных мошенниках сегодня знают все. Расплодилось их за последние лет тридцать, как сорняков на неухоженном дачном участке. Ещё бы! Ведь теперь телефоны есть буквально у всех и при себе постоянно. Оттого криминальные «деятели» и сместили центр тяжести именно сюда. Им не надо лезть в чужую форточку или караулить жертву в тёмной подворотне. Злоумышленники стараются получить доступ к банковским счетам или заставить нас перевести деньги даже не поднимая задов со стула. И нередко, увы, получают всё, что им нужно, от наивных, доверчивых или просто глупых людей прямо на «блюдечке с голубой каёмочкой»... Сегодня мы поговорим о том, как не стать жертвой жуликов.

Главный признак обмана

Прежде всего надо сказать, что лучше вообще не брать трубку, когда вам звонит неизвестный номер. Но порой, всё­таки, бывают ситуации, когда отвечать на входящий вызов приходится (если, например, вы ждёте важного звонка по какому­то делу). И тут надо сразу понять, что вам звонит именно мошенник. Как?

Самый главный признак мошенничества – это звонок со скрытого номера. Этого уже достаточно, чтобы вообще не брать трубку или, на худой конец, сбросить звонок. Если со скрытого номера продолжают названивать, надо сообщить об этом своему мобильному оператору (сделать это можно на сайте компании или в личном кабинете в мобильном приложении).

Варианты «разводов»

Специалисты говорят, что возможные варианты обмана и телефонного мошенничества сегодня плодятся как кролики. Преступники не дремлют и придумывают всё новые и новые способы обмана. Но по­прежнему называют три основных варианта вероятного телефонного мошенничества:

1. Звонят из «банка» и сообщают, что к вашему счёту получили доступ неизвестные (происходят непонятные транзакции и т.п.). Начатый так разговор обычно развивается по одному и тому же сценарию: человека просят перевести деньги на якобы «специальный» и по­особому «защищенный» счёт, чтобы он их не потерял... В итоге наивная жертва сама переводит свои деньги мошенникам! Поэтому никаких разговоров в таком случае вести не стоит. Просто положите трубку. Ни в коем случае не называйте жуликам никакой конкретной информации (имена, фамилии, названия банков, номера карточек и уж тем более их пин­коды).

Если на сердце у вас всё же неспокойно, сами позвоните в банк по его номеру телефона, обычно указываемому в документах или на банковской карточке.

2. Звонят «из МВД», «ФСБ» или «Цен­тробанка» (уже были зафиксированы звонки из «Следственного комитета» и даже… «из администрации Президента России»). В этом случае человека сразу пытаются запугать. Могут утверждать, что с вашего счёта делали переводы на нужды запрещённых в РФ террористических организаций или даже военных ведомств других государств (в частности – Украины). Алгоритм наших действий и в этом случае прежний: как можно скорее прекратить разговор и положить трубку. Можете при этом добавить, что сейчас вы сами позвоните в полицию (ФСБ, СК и проч.) и всё уточните. Положив трубку, просто проверьте баланс своего банковского счёта. Никаких переводов не было? Тогда можно успокоиться. И сообщить своему оператору о звонке, конечно.

3. Звонят «из больницы» и говорят, что ваш родственник попал в беду (или «из ГИБДД» по поводу ДТП). Это – один из самых изощренных способов мошенничества, на который чаще всего и покупаються наши наивные и сердечные сограждане, обычно – люди пожилые. Логическое мышление при получении плохой новости о родных и близких у нормального человека сразу отключается, сердце начинает бешено стучать, на что и рассчитывают бессовестные преступники. Поэтому ни в коем случае не давайте тревоге взять контроль над своим критическим мышлением. Обязательно положите трубку, после чего позвоните родственнику, о котором шла речь. Все в порядке? Ну и слава богу! Куда сообщить о телефонных мошенниках в таком случае? Как и прежде, достаточно своего мобильного оператора.

Делаем выводы

Главный вывод: при любых звонках с неизвестного номера нужно быть особенно бдительными. Не спешите давать информацию о себе или родных, не отвечайте на вопросы звонящего развернуто. Лучше задавайте как можно больше уточняющих вопросов сами. Так вы поломаете запланированный жуликами сценарий беседы. Они не любят, когда инициатива в диалоге переходит к потенциальной жертве, и быстро выходят из себя.

Если сомневаетесь в словах собеседника, попросите его контактные данные и данные его компании, почитайте, что пишут об этом в интернете. Помните, что ни одна уважающая себя организация не позволит навязывать услуги клиентам, что­то требовать от них в телефонном разговоре.

Как только поймёте, что, скорее всего, на другом конце провода жулики, решительно кладите трубку и не возобновляйте беседу, безжалостно добавьте номер в чёрный список (заблокируйте его). Важно не поддаваться на уговоры и манипуляции и ни в коем случае не делать никаких переводов или платежей.

Профилактика обманов

Есть несколько способов существенно уменьшить риски в этой сфере. Можно поставить приложение или подключить дополнительную услугу мобильного оператора для фильтрования поступающих нам звонков и SMS. База «нехороших» телефонов у сотовых операторов достаточно быстро обновляется. С номеров, которые попадают в эту базу, звонки и сообщения получать вы не будете.

Блокируйте нежелательных абонентов. В любом смартфоне есть возможность внести навязчивых абонентов в чёрный список.

Поставьте на Android программу для записи звонков. Как только вы возьмёте трубку, звонящий вам услышит предупреждение, что звонок записывается. Позже разговор со злоумышленником можно будет приложить к материалам дела в качестве доказательства мошенничества. Многие преступники сами кладут трубку, услышав такое предупреждение.

Бывает, что звонят честные компании — банки, МФО или другие фирмы с продвижением своих услуг. Знайте, что и это вы можете прекратить.

Действенный способ — написать заявление и отозвать разрешение на обработку персональных данных. В заявлении укажите, что отныне запрещаете звонить по вашим номерам, которые есть у этих организаций. Не помешает пригрозить судом. Если звонки не прекратятся, действительно можно пойти в суд. Но обычно до этого не доходит.

Никогда не переходите по ссылкам в сообщениях от неизвестных номеров. Это один из самых простых способов перехватить ваши персональные данные.

Если всё­таки обманули

Если вы, к несчастью, всё же стали жертвой мошенничества, немедленно свяжитесь с банком или полицией и детально изложите ситуацию. И не предпринимайте никаких самостоятельных действий, пока не получите указания от сотрудников банка или правоохранительных органов.

Если деньги были отправлены только что, возможно, транзакцию сумеют отменить.

Если данные вашей карты оказались в посторонних руках, заблокируйте свой счёт и карту, а потом решайте проблему в офисе банка.

Сообщите о факте мошенничества своему сотовому оператору. Существует вероятность, что звонок удастся отследить, чтобы передать данные в полицию. Когда группа лиц «разводит» по телефону большое количество граждан, сотовые операторы помогают правоохранительным органам бороться с телефонными мошенниками и ловить преступников.

Обратитесь в органы внутренних дел (полицию). Если всё делать быстро, шансы поймать злоумышленника вполне приличные.

Мошеннические действия караются по закону согласно статье 159 Уголовного кодекса. В зависимости от масштаба нанесённого ущерба, виновнику грозит крупный штраф или тюремное наказание. Если дело доходит до суда, то практически всегда решение выносят в пользу потерпевшего.

Будьте бдительны и не переводите деньги незнакомцам, как бы убедительны они ни были.

КСТАТИ

Номер телефона, с которого вам звонили, можно проверить на специально созданном сайте callfilter.ru или других подобных ресурсах. Если до вас на этот номер уже жаловались, он будет в базе и вы узнаете причину: например, навязывание рекламы, спам или попытки обмана граждан.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

5