Меню
16+

«Петербургский рубеж». Информационно-аналитическая газета

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 14 от 27.07.2023 г.

СУСАННА ОГАНИСЯН: «В ТЕАТР – ТОЛЬКО ПО БОЛЬШОЙ ЛЮБВИ»

ТРУДНОСТИ АКТЁРСКОЙ ПРОФЕССИИ, ВДОХНОВЕНИЕ И ЛЮБИМЫЕ РОЛИ

2023 год Указом Президента России объявлен Годом педагога и наставника. В этом выпуске наш корреспондент берёт интервью у актрисы театра и кино, сертоловчанки Сусанны Оганисян. Свой путь на сцену она начинала в образцовом театральном коллективе «Волшебная флейта» под руководством своего наставника Татьяны Кицелы.

– Почему Вы решили стать актрисой?

– Актрисой я решила стать в пятом классе. Именно тогда я начала посещать занятия в театральной студии «Волшебная флейта». С тех пор я упорно шла к своей цели. На этом пути было много препятствий: папа не хотел, чтобы я поступала в театралку, проблемы со здоровьем во время прослушиваний в ВУЗы, но сейчас с уверенностью могу сказать, что я смогла.

А привлекла меня данная область своей разнообразностью, немонотонностью и развитием в себе множества качеств и навыков разных профессий для создания более точных образов.

– Многие театральные артисты вспоминают, как в детстве устраивали представления для родных и друзей, разыгрывали сценки и мини-спектакли. Наверное, это было и в Вашей жизни?

– Если честно, я этого не помню, но мама рассказывает, что я собирала в детстве друзей, читала стихотворения и танцевала.

– Как давно живёте в Сертолово? Когда пришли в «Волшебную флейту»? Сколько лет были в её составе?

– В Сертолово моя семья переехала в 1998 году. Мне было 3 года.

А моя история в студии началась в 2006 году. Попала я туда изначально не по огромному желанию – просто решила посмотреть, но задержалась надолго. В «Волшебной флейте» занималась 5 лет. А потом вернулась с мастер-классом через 6 лет.

– У Вас было какое-то определённое театральное амплуа, или играли все роли?

– В основном это были очень характерные роли – Скоморох, Петрушка. Не думаю, что в тот момент времени я была универсальной актрисой. Сейчас – да.

В университете мне говорили, что я глубокая, драматическая и трагедийная актриса. Сейчас, благодаря театру, я очень многогранна: комедии, трагедии, даже травести роли.

– Какие роли, какие постановки в «Волшебной флейте» запомнились больше всего и почему?

– Больше всего люблю и помню художественное слово. Все композиции в стихотворной форме остались в моём сердце. Это сильно, драматично, это мне ближе всего.

– Любой коллектив – это, прежде всего, строгая дисциплина. Какая атмосфера была в «Волшебной флейте»? Как проходил поиск новых постановок, как проходили репетиции? Какой Вы запомнили наставника, Татьяну Кицелу?

– Дисциплина… Какое же это хорошее слово. Но, к моему большому сожалению, творческие люди и творческий процесс зачастую не совместимы с дисциплиной. Я обожаю, когда всё точно и чётко, как в армии. Возможно, потому что я дочь военнослужащего.

Но в профессии сталкиваюсь с «творческим беспорядком» во всех смыслах.

В театральной студии мы были дружны, общались в студии и за её пределами, многих помню и иногда встречаю в Сертолово. На кого-то подписана в социальных сетях, а некоторые вообще пропали из поля зрения, но это нормально, у каждого свой жизненный путь. Надеюсь, что все счастливы и занимаются любимым делом.

Постановки – сплошное веселье, как думают многие. Но они требуют сосредоточенности и понимания материала. Много обсуждали, разговаривали на тему предстоящих зарисовок.

Мы, ученики, не всегда могли правильно расставить акценты, придумать мизансцену, но в этом мы всегда могли положиться на нашего педагога-наставника Татьяну Владимировну Кицелу. Поэтому, пользуясь случаем, хотелось бы поблагодарить её за приобщение нас к культуре, за желание творить. И я очень рада, что это интервью я даю как раз в год Наставника в России. На каждом этапе у человека появляются нужные люди, которые помогают идти им по жизни, на период студии этим наставником стала внимательная и горящая своим делом Татьяна Владимировна.

– И вот – окончена школа, позади театральная студия. Как складывалась жизнь? Как проходила учёба?

– Было тяжело, скрывать не буду. Как минимум, потому что у меня сложный типаж. До сих пор я борюсь с этим и в театре, и в кино. Но я доказала, что даже такая яркая национальная актриса может играть, к примеру, Варвару Михайловну из пьесы «Вишнёвый сад».

Еще сложно найти именно своего мастера, с которым можно быть на одной волне. Но мне очень повезло. Пользуюсь всеми техниками и советами, которые мне передали мои любимые педагоги, безмерно благодарна каждому.

А окончила я с красным дипломом Санкт-Петербургский государственный университет, мастерскую Заслуженного Артиста России Евгения Ганелина (выпуск 2017 года).

Учёба в театральном – это репетиции, тренинги с утра до ночи. Я уезжала рано утром, возвращалась очень поздно, мы творили. Придумывали, иногда прерывались на лекции по общим предметам, лекции и практику по специальности.

До сих пор помню заставленные декорациями коридоры, песни под гитару, увлекательные и смешные истории из жизни преподавателей-актёров, которые случались с ними за кулисами и на сцене, как они подкалывали друг друга во время своих спектаклей, подливали водку вместо воды, как у какого-то артиста выпала вставная челюсть, но он мастерски в воздухе её подхватил и вставил обратно. Всё кипело и бурлило.

Это потрясающий период в жизни, хотя поначалу многое казалось смешным или непонятным (например, представлять себя мылом или верблюдом в этюде, надевать невидимое пальто).

Актёрское мастерство – это, прежде всего, практика, поэтому я была готова к каждому занятию и благодаря этому после окончания университета часто в свой адрес слышала от коллег, режиссёров, что я точная актриса. А это высшая похвала.

– Многие ли из Ваших товарищей по театральной студии выбрали актёрскую или режиссёрскую стезю? Продолжаете ли общаться?

– Знаю, что 2-3 человека продолжили осваивать актёрское мастерство, но связь не поддерживаем. Не знаю работают ли они по профессии или же нашли что-то другое.

– Расскажите об актёрских работах. В каком театре служите?

– С 2018 года служу в Областном Государственном драматическом театре «Апрель», он находится в Лодейном Поле, на границе с Карелией. «Апрель» пятый областной театр. Попала я сюда по рекомендации своего мастера. Но изначально работала несколько месяцев при ДК «Выборгский», в детском интерактивном театре «Поляна сказок».

Поначалу было очень много «вводов». Это когда за пару репетиций ты должен освоить роль в уже существующем спектакле. Через это проходят все молодые специалисты. Стресс, паника, отрицание… Но что делать? Такова наша профессия. И именно такие «вводы» могут тебя раскрыть и закалить.

На данный момент являюсь ведущей актрисой.

За 5 лет сыграла большое количество спектаклей, создала много образов, нашла своего зрителя. Мои актёрские работы все разнообразны: от цыплёнка, мальчишки и обезьянки в детских спектаклях до главных ролей в серьёзных драматических и комедийных спектаклях. Перечислять спектакли не буду, их можно найти на просторах интернета.

– Назовите свою любимую роль в театре? Чем она особенно дорога?

– Ох… это Панночка. Да-да, та самая. По Гоголю. Пьеса написана Ниной Садур. Физически и эмоционально сложная роль. Я там злобно смеюсь, бегаю на четвереньках, рычу, кричу, плачу. Очень горжусь этой ролью, поскольку слепила её «от» и «до» сама: пластика, голос… Было катастрофически мало времени, но я работала над ролью самостоятельно и очень тщательно. И безумно рада, что эта роль произвела огромное впечатление на зрителя и возвела меня на новую ступень в карьере.

Часто после спектакля зрители задавали мне вопросы: как в такой миниатюрной девушке может быть столько сил, мощи? Не страшно ли ложиться в гроб? И возможно ли чтобы человек издавал такие душераздирающие крики?

Возможно всё. Особенно в нашей профессии. И если ты этой профессии отдаёшься полностью. Был момент, когда режиссёр хотел убрать мой, уже знаменитый бег на четвереньках в финале спектакля, потому что костюм не позволял мне этого сделать (длинный подол, шлейф) и тогда я решила найти выход из положения, потому что этот бег должен был состояться. Протянув подол между ногами, закрутила его в жгут и взяла в зубы, как собака берет палку в пасть и наворачивала круги… Режиссёр был удивлён, восхищён и одобрил.

Возвращаюсь к гробу. В театрах есть разные ритуалы. Один из них использовался для этой роли. В гроб обычно кладут бутылку водки, дабы с актёром, который туда ложится, всё было хорошо, и гроб не притянул проблемы. Но я боялась, что при поднятии гроба бутылка выпадет, помещает. Поэтому мы просто окропляли гроб водкой. Вот такие суеверия водятся.

А я человек, который вообще не пьёт (да, такое бывает среди актёров, несмотря на все стереотипы) теперь начала бояться, что от запаха мне может стать дурно, и Панночка будет не выплывать из гроба, а выпадать… но всё обошлось.

Интересный факт, что многие зрители после спектакля, когда дарят цветы/подарки стараются не смотреть мне в глаза… А одна женщина, протягивая мне цветы, сказала: «Да храни Вас, господь». И в основном после «Панночки» мне дарили статуэтки Ангелов, так что теперь есть коллекция ангелочков.

Это первая роль, где я не подстраивалась под желания и удобства других артистов, а делала так как хочу и чувствую именно я! Спорила с режиссёром, отстаивала позицию своего персонажа, и защищала Панночку всеми силами. Именно поэтому эта роль самая ценная.

«Отдай своё сердце!» – первая моя фраза в спектакле. И я каждый раз, выходя на сцену, отдаю своё сердце зрителю.

– В любой профессии неизбежны периоды эмоционального выгорания. Сталкиваетесь ли Вы с этим? Как удаётся бороться, преодолеть и начинать всё с улыбкой в душе?

– Болит живот, зуб, колено? Тогда артисту надо срочно на сцену. Она лечит во всех смыслах и эмоциональное выгорание в том числе. Поэтому главное не покидать её надолго, и тогда всё будет хорошо.

– Часто ли приходится гастролировать? Где побывали за свою сценическую карьеру?

– Гастроли – дело частое, но так как мы областной театр, то в основном обслуживаем Ленинградскую область. Однако, успела побывать с гастролями в самом Санкт-Петербурге, Череповце, Вологде, в Республике Беларусь и в Татарстане.

Люблю путешествовать, складывать вещи в чемодан, поэтому и гастроли тоже люблю. А ещё гастроли важны тем, что артист играет на другого зрителя, ищет новые пристройки, настраивается на новый зал, «раскладывается» в новом сценическом пространстве.

– А как попали в кино? Много ли работ за плечами?

– Выискивала и забрасывала своим портфолио почту кастинг-директоров. Через какое-то время это принесло плоды, я нашла агента, который теперь продвигает меня. Но российское кино – это типажи, а типаж у меня не самый распространённый. Хочется сниматься много. Но пока моя фильмография насчитывает лишь 5 сериалов, зато там классные роли: узбечка, попавшая в рабство; убийца… Недавно играла тренера по боксу, для этой роли мне забивали руки временными татуировками. Ходила с ними 2 недели, мне понравилось, что-то новое всегда интересно.

Светлана Самошина, Леонид Пляскин, Роман Нестеренко, Сергей Полуянов и Максим Пежемский – вот режиссёры, с которыми удалось поработать в кино.

– Говорят, что каждый актёр хотел бы сыграть Гамлета. А какую роль хотели бы сыграть Вы?

– Мечтаю о роли Хелен Келлер из пьесы «Сотворившая чудо». Это потрясающая, реальная история о слепоглухонемой девушке. Сыграть человека, который живёт наощупь – трудно, этим и интересна эта история. В университете я прикоснулась к этой роли, когда мы делали отрывки их пьес, но хотелось бы полноценный спектакль.

Как бы хотели бы напутствовать тех, кто выбирает сцену?

– В театр следует идти только по бешеной любви. Если этой любви в вас мало, не стоит и пытаться. А если её достаточно, у вас всё получится. Пусть все получат желаемое.

Пользуясь случаем, хочу выразить слова благодарность моей семье: Маме, Папе, Сестре и Мужу – это лучшие наставники. Они самые главные люди в моей жизни и профессии!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

181