Меню
16+

«Петербургский рубеж». Информационно-аналитическая газета

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 7  от 07.04.2022 г.

Юрий Кублицкий: «НАУКА – ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЛЯ РОМАНТИКОВ»

Автор: Анна ГРЕНЬ

О ПРОФЕССИИ НЕУТОМИМЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ И ИХ УВЛЕКАТЕЛЬНЫХ ЭКСПЕДИЦИЯХ 

В первое воскресенье апреля в нашей стране отмечается День геолога – профессиональный праздник специалистов, связанных с геологическими науками и специальностями. Совместно с этими учёными изучением Земли занимаются и географы. О научных экспедициях, специфике профессии и особом мире, наполненном не только походной романтикой, но и каждодневным кропотливым трудом в полевых и экстремальных условиях, нам рассказал сертоловчанин Юрий Кублицкий.

– Юрий Анатольевич, расскажите, пожалуйста, о своей профессиональной деятельности.

– На данный момент я работаю доцентом кафедры физической географии и природопользования на факультете географии РГПУ имени А. И. Герцена – одного из лучших педагогических вузов нашей страны. Также я являюсь заместителем декана по научной работе и международным связям и параллельно занимаюсь научной работой в области палеогеографии и четвертичной геологии. Тружусь на кафедре с 2013 года.

– Как пришли в профессию? Почему выбрали именно её и довольны ли Вы сейчас своим выбором?

– Можно сказать, что факультет географии – мой второй дом. С 2005 года, когда мне выпала честь быть студентом этого факультета, моя жизнь стала тесно связана с ним. Во время обучения у нас были потрясающие практики и экспедиции, на факультете царила почти семейная атмосфера, которой я проникся, и мне очень не хотелось со всем этим расставаться. Поэтому в 2010 году, окончив обучение с красным дипломом, я и решил поступить в аспирантуру. На третьем курсе аспирантуры мне предложили должность ассистента кафедры, и я согласился, не раздумывая. Я своим выбором доволен.

– Сложно ли было освоить профессию?

– Я окончил специалитет (5 лет), потом обучался 3 года в аспирантуре. Образование, которое даёт факультет, достаточно широкое, что позволяет попробовать себя в разных областях. Однако углубляться в специальность приходилось по большей части своими силами при непосредственной поддержке научного руководителя и коллег, с которыми вместе работали. Я не упускал возможности пользоваться различными международными программами. Например, стажировался 3 месяца в Институте полярных и морских исследований имени А. Вегенера (Германия); месяц – в Корейском полярном научно­-исследовательском институте (Республика Корея); 2 недели – в Университете г. Тарту (Эстония). Я уверен, что процесс обучения должен быть непрерывен, особенно если вы окончательно определились с выбором работы. Вспоминается фраза из книги Льюиса Кэрролла: «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда­-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее».

– Что для Вас самое интересное или приятное в Вашей работе?

– Моя работа связана с изу­чением изменений природных условий последних 15000 лет. Мне нравится, что моя деятельность очень разносторонняя: это и работа с людьми (со студентами и коллегами), с документами, с текстом (написание научных статей и отчётов), работа в лаборатории и на природе, иногда в экстремальных условиях. В этом есть свой плюс, ведь отдых – это смена деятельности: когда ты работаешь в лаборатории – это один вид деятельности, возвращаешься в университет и преподаёшь студентам – уже другой, полевые работы – третий. В связи с такой многогранностью приятных моментов очень много: это и наблюдение за успехами студентов, публикации результатов исследований в хорошем журнале, возможность работать в очень красивых и далёких местах и, самое приятное, возвращаться домой поле долгих экспедиций.

– С какими трудностями Вы сталкиваетесь в работе?

– Как говорится, у медали две стороны. Моя работа требует очень много времени, а 24 часов в сутках часто не хватает. И на семью времени тоже мало. Часто бывает так, что работаешь за компьютером и дома, и на работе, и в экспедиции (после полевой работы), и в самолёте, и в поездах. Выручает то, что есть понимание того, что ты делаешь и зачем.

– Как часто Вы совершаете рабочие поездки и экспедиции? Какие из них были самыми интересными и ценными для Вашей карьеры?

– Поездки и экспедиции – неотъемлемая часть рабочего процесса. В аспирантские годы и уже за время работы в университете я участвовал в достаточно большом количестве экспедиций, организованных факультетом географии. Они проходили в разных субъектах Российской Федерации: в Калининградской, Ленинградской, Архангельской, Псковской, Смоленской, Новгородской областях, а также в Республиках Карелия и Якутия (Саха). Некоторые из них я организовывал, в других участвовал в качестве исполнителя. Продолжительность и количество экспедиций в году бывают разными. Обычно отсутствую дома около 3­-4 месяцев в год, но бывало и так, что рабочие поездки длились более 7 месяцев за год.

Самыми интересными экспедициями были работы в цент­ральной Якутии (2016 год), на Онежском полуострове Белого моря (2018 год) и, конечно, на острове Кинг­-Джордж, Антарктика (2019 год). Разумеется, эта экспедиция и оставила после себя наиболее сильное впечатление. Антарктика – это совсем другой мир, с уникальной природой и атмосферой отчуждённости, суровости и спокойствия. Кроме того, во время этой экспедиции мы отобрали уникальный материал, который поможет лучше понять, как менялись природные условия на этой территории за последние 10000 лет.

– Какое самое яркое впечатление, связанное с Вашей профессиональной деятельностью?

– Впечатлений очень много. После каждой экспедиции всегда остаются в памяти уникальные моменты, которые, как мне кажется, останутся в ней навсегда. Расскажу про самое свежее впечатление. Например, буквально месяц назад у нас возникла нестандартная ситуация, которая оказалась достаточно опасной. Мы забрасывались на место базирования (одинокий домик на берегу озера) на снегоходах и мотобуксировщике. Выехав на озеро и не подозревая о возможных проблемах, мы с товарищем думали о еде и чашке горячего чая, как вдруг… мотобуксировщик увяз в снегу. Мы слезли с него и провалились по колено в воду. На этом участке озера на поверхность льда вышла вода, поэтому снег превратился в кашу, проехать по которой никак не получалось – гусеница мотобуксировщика просто проскальзывала. Мы вызвали по рации помощь. Коллеги оперативно прибыли на более мощном и тяжёлом снегоходе и… тоже увязли в этой снежной каше. Температура на улице ­3...­5 градусов, а порывы ветра достигали в этот день 22 м/c. Мы, мокрые и замёрзшие, пытались справиться с ситуацией больше 6 часов. Когда силы начали покидать, коллега сказал: «Вот так и гибнут экспедиции». Но мы всё-­таки справились. К счастью, никто ничего не отморозил. Хотя наше состояние я бы оценил как «на грани».

– Как Вы думаете, кто идёт в Вашу профессию? Какие качества и навыки нужны специалисту, работающему в этой области?

– Наука – деятельность для романтиков! Если человек не романтик по своей натуре, то он просто не приживётся в таких условиях, ведь холод, дожди, ненормированный рабочий день (работа начинается с утра, а заканчивается иногда за полночь), отдаление от цивилизации являются практически неотъемлемой частью любой экспедиции, и это трудно переносить, если вы не романтик и энтузиаст.

В экспедиции вы находитесь зачастую в довольно суровых условиях, в узком кругу коллег, и во время полевых работ появляется возможность лучше узнать людей, с которыми ты работаешь. Когда группа людей находится в экстремальных ситуациях, возникает чувство братства. После экспедиций сложно иметь формальные отношения с коллегами – часто они становятся близкими друзьями. Очень приятно, когда много лет спустя мы встречаемся, обсуждаем, кто и где был, где и что видел, над чем сейчас ведёт работу, с улыбкой вспоминаем прошедшие времена, поля, приключения, песни и разговоры у ночного костра, а расстаёмся в надежде снова когда­нибудь встретиться и вместе поработать. Поэтому, на мой взгляд, наука, пользующаяся экспедиционными методами, ­ это сфера деятельности для романтиков.

– Хотели бы передать что-­то нашим читателям?

– Я бы посоветовал школьникам и студентам постараться быстрее понять, чего они хотят и что им наиболее интересно. Чем раньше они начнут углубляться в область своих интересов, тем эффективнее будет их обучение. Мне кажется, именно на это нужно делать упор: определить свои интересы и способности и всячески пытаться их развивать.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

42