Меню
16+

«Петербургский рубеж». Информационно-аналитическая газета

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 16 от 31.08.2023 г.

Евгений Валяшкин: «ГЛАВНОЕ – ОСТАВАТЬСЯ С БОГОМ»

Центром духовной жизни нашего города является храм православного прихода во имя преподобного Сергия Радонежского. Благословение на его строительство было получено от митрополита Санкт­-Петербургского и Ладожского Владимира в 2002 году.

26 августа 2020 года Указом епископа Выборгского и Приозер­ского Игнатия на должность настоятеля прихода преподобного Сергия Радо­нежского города Сертолово назначен протоиерей Евге­ний Валяшкин.

– Начну с традиционного вопроса: расскажите, пожалуйста, о Вашей семье, где вы учились?

– Я родился в 1973 году в семье служащих в городе Советске Калининградской области. Регион это переселенческий, который после окончания Великой Отечественной войны заселяли люди со всего Советского Союза, поэтому получилось так, что мои родственники жили в Ленинграде и Карелии, так что нынешнее место служения – не совсем чужое мне. В Советске прошли всё моё детство и отрочество, там я окончил среднюю школу.

– Как Вы пришли к вере?

– В Калининградской области тогда это было непросто: несмотря на неоднократные коллективные прошения первых переселенцев, в течение сорока послевоенных лет коммунистические власти не разрешали открывать здесь храмы. В 60-­е годы тогдашний 1-­й секретарь обкома докладывал в Москву, что область, якобы, «полностью атеистическая». На самом же деле верующих среди жителей было немало, и им приходилось для удовлетворения своих духовных потребностей ездить в соседнюю Литву, где православные храмы действовали. Из Советска, стоящего на самой границе, ездили в основном в Таураге – за 30 километров. Мою семью нельзя было назвать воцерковлённой, но родители с уважением относились к православным традициям, поэтому крещён я был во младенчестве. А в годы моего отрочества, в середине 80-­х годов, благодаря деятельности архиепископа Кирилла (ныне Святейшего Патриарха Московского и всея Руси), в Калининграде открылся первый православный храм. Второй же вскоре появился во втором по значению городе области – Советске. И вот однажды, зная, что я разбираюсь в электронной технике, старший школьный товарищ Дима Азаров, уже ходивший к тому времени в храм, попросил меня помочь первому настоятелю отцу Петру Бербеничуку подключить звукоусиливающую аппаратуру: людей на значимые церковные праздники собиралось так много, что не все помещались внутри церкви – приходилось выводить динамики на улицу. Я согласился, пришёл помочь… и вот уже 35 лет я в Церкви.

– После окончания школы Вы поступили в Калининградское музыкальное училище имени Сергея Рахманинова на духовое отделение по классу кларнета. Но не задержались там надолго. Почему?

– Начав ходить в храм, вскоре я ощутил призвание к служению у алтаря, и однажды оно стало непреодолимым. Все мирские специальности нужны и важны, без любой из них жизнь общества невозможна, но священнослужение, пастырство – важнее и ответственнее всего. Наверное, в сравнении с приоритетами советского общества, в котором я родился и вырос, – это как стать космонавтом. Я избрал, по слову Спасителя, «благую часть» (Лк 10:42) и подал документы в Смоленское духовное училище, уже во время моего обучения преобразованное в семинарию.

– В семинарию Вы пришли в начале 90­-х, крайне непростое для всей страны время. Многие гадали: не возвратятся ли гонения на Церковь. Отговаривали ли Вас?

– Поступал я летом 1991 года, и одним из самых ярких впечатлений после зачисления стал августовский путч. Не скрою, было ощущение, что гонения могут вернуться, но это не изменило принятого решения. Чтобы меня кто­-то отговаривал – не припомню, да это, наверное, ничего бы и не изменило. Духовенство, конечно, всегда помнило и помнит об эпохе гонений, и к этому христианин всегда должен быть готов, но это не должно пугать нас, угашать нашего духа, сдерживать нашего рвения в служении. Помню, уже в мою бытность священником, на одном из епархиальных собраний в Калининграде, где мы обсуждали одно не совсем удачное решение властей, епископ Балтийский Пантелеимон (ныне митрополит Красноярский) высказался очень образно: «Это они нам 37­-й год хотят устроить!». И хотя это была, конечно, шутка – как говорится, в каждой шутке есть доля правды. В конце концов, мы должны быть готовы дать отчёт Господу каждую минуту.

– Кто оказывал на Вас главное влияние, кому Вы особенно признательны?

– Всегда образцом для нас, семинаристов, был создатель нашей духовной школы владыка Кирилл – ныне Святейший Патриарх. Он принимал самое живое участие в жизни семинарии, часто председательствовал в экзаменационных комиссиях, вникал в наш быт и повседневные нужды, многим помогал отеческим советом. Вторым после него был, конечно, протоиерей Виктор Савик – ректор семинарии, у которого мы постигали богословие, церковную историю, литургику, устав и другие учебные дисциплины. Вообще после Калининградской области, где православная жизнь только создавалась и налаживалась, несколько лет в Смоленске стали для меня первым опытом существования в коренном, настоящем православном регионе. Здесь были никогда не закрывавшиеся храмы, никогда не терявшие веры и церковности семьи, не прерывавшиеся православные традиции, здесь встречались даже настоящие юродивые – прихожанкой смоленского кафедрального собора была блаженная Шура Большая. Всё это стало для меня неоценимым опытом настоящей русской православной церковной жизни во всём её многообразии. И, конечно, в семинарии я познакомился с будущим епископом Выборгским Игнатием, и эта более чем 30-­летняя дружба имеет для меня огромное значение.

– Как начиналось служение? Известно, что после первого года обучения в семинарии Вы даже посетили международную конференцию в Германии. Потом были поездки в Югославию, Иерусалим. Как Вам в дальнейшем пригодился этот опыт? Чему учили эти поездки?

– Да, ещё в семинарии я стал помогать ректору отцу Виктору, а потом и митрополиту Кириллу, и по окончании духовной школы стал работать в Отделе внешних церковных сношений, которым будущий Патриарх тогда непосредственно руководил. Зарубежные поездки с Его Высокопреосвященством стали огромным жизненным и практическим опытом, я увидел и православный, и инославный мир, приобрёл многие навыки, это чрезвычайно расширило мой кругозор. Именно здесь я понял, сколь велико и многообразно служение Владыки Кирилла, какой огромный груз он повседневно несёт, каков уровень его ответственности за настоящее и будущее Русской Православной Церкви.

– В апреле 2003 года митрополит Кирилл назначил Вас настоятелем строящегося храма на Северной Горе в Калининграде, Вы вернулись на свою малую родину. Сложно было строить храм?

– Отвечу так: и сложно, и легко. С одной стороны, я часто не знал, где брать деньги завтра, а они нужны были именно завтра – на какие-­то срочные, неотложные работы. С другой – завтра эти деньги всегда почему-­то находились: появлялся состоятельный человек и предлагал помощь. И со временем я укрепился в правоте слов Евангелия от Матфея: «Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своём: довольно для каждого дня своей заботы». Я понял, что, уповая на Господа, и когда за тебя ежедневно молится такой светоч Православия, как владыка Кирилл, – всё получится. И всё получилось: храм преподобного Герасима Болдинского в Калининграде был построен за три года.

– После вашего назначения в Сертолово прошло почти три года. Какие они были для Вас?

– Владыка Игнатий пригласил меня в свою епархию для решения конкретных практических задач: укрепления сертоловского прихода, упорядочения его жизни, как сейчас принято говорить – «выстраивания вертикали власти». Не скажу, что всё складывалось просто (всё-­таки это был новый для меня регион, со своими устоявшимися особенностями, в том числе и в церковности, и новые, прежде незнакомые, люди), но с помощью Божией, помня уроки Святейшего Патриарха, и под водительством епархиального архиерея все трудности и шероховатости удалось преодолеть. Сейчас вплотную перед нами стоит задача строительства нового (каменного) храма в Сертолово, и на сегодняшний день это мой основной вопрос.

– Сколько сейчас прихожан, я имею в виду приходской костяк, ну и какой возрастной, социальный состав прихода?

– Прихожан у нас немало, а возрастной состав, как и положено, – от стариков до младенцев. Сейчас, слава Богу, Православие в России – это не только «религия бабушек», и среди прихожан представлены все поколения.

– Храм прививает главные духовные ценности и подрастающему поколению. Азы Закона Божия дети постигают в воскресной школе «Сергиевцы». Много ли в ней обучающихся? Состав постоянный, или дети приводят своих товарищей?

– 52 ученика в воскресной школе – это довольно неплохой, на мой взгляд, показатель. Это залог того, что в Сертолово подрастает новое поколение православных прихожан, которые примут негаснущую свечу Православия от своих предшественников.

– Приглашают ли сейчас священников в школы для бесед с подростками? В наше время, когда вокруг много «заманух», а родители с утра до вечера на работе, детям сложно определить, что правильно, а что нет. А как результат – секты, наркотики…

– Здесь, конечно, важно, чтобы Церковь и семья работали рука об руку. Родители должны понимать, что если благодать Церкви не будет находить адекватного отклика в семье, то сохранить целомудрие подростка будет сложно. Да, известны случаи, когда человек спасается в Церкви при равнодушии семьи, а иногда и прямо вопреки семье, но гораздо лучше, если здесь будет какая­-то гармония. Спасать наших детей от растлевающего влияния мира сего Церковь и семья призваны совместно, в соработничестве. Если родители подростка будут ходить в храм, жить церковной жизнью – это окажет на него такое положительное влияние, которое не заменишь ничем.

– 8 октября 2021 года на улице Пограничной, рядом с поликлиникой, был установлен закладной камень в основании храма в честь иконы Божией Матери «Милующая». На каком этапе сейчас строительство храма?

– Уже залит фундамент, завершён нулевой цикл, и готовимся приступить к воздвижению стен.

– В России храмы всегда строили всем миром, православные считали не просто своим долгом, а честью и радостью участие трудом и пожертвованиями в строительстве. Чем и как сертоловчане могут помочь сегодня?

– Как это ни банально прозвучит – деньгами. Основное, что нужно сейчас для строительства – это денежные средства, и их, к сожалению, ничто не заменит. Здесь важны и многомиллионные пожертвования состоятельных людей, и «лепта бедной вдовицы», ибо, как Вы правильно отметили, храм созидается всем миром. И речь идёт не о том, чтобы отрывать от себя последнее и голодать, – нет, конечно. Просто каждый прихожанин должен спросить самого себя, чем он может помочь. А если ещё и помолиться о вразумлении – уверяю, что перед вами откроются ранее неизвестные вам источники, из которых вы сможете помочь строительству храма.

– Отец Евгений, сейчас для всех нелёгкое время. Как современному человеку укреплять свою веру, становиться ближе к Богу?

– Всё это невозможно без Церкви и вне Церкви. Церковь – это тот корабль, на борту которого вы спасётесь в самом бурном море. И двери нашего храма всегда открыты – приходите, и вы получите духовную помощь и укрепление.

– Ваши пожелания жителям Сертолово в канун празднования Дня города.

– Главное – помощи Божией. Народ наш сложил об этом массу пословиц («с Богом – хоть за море, а без Бога – ни до порога», «не сохранит Господь града – не сохранит ни стража, ни ограда», «что Богу не угодно – то и негодно»), и все эти народные мудрости истинны. Время, как Вы отметили, очень непростое, но следует помнить, что в самые тяжёлые времена наш народ оставался с Богом и Церковью Его и именно так преодолевал самые суровые испытания. Поэтому главное, чего я желаю сертоловчанам, – оставаться с Богом и Православной Церковью.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

52