Меню
16+

«Петербургский рубеж». Информационно-аналитическая газета

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 17  от 08.09.2022 г.

НАШИ НА КАЗБЕКЕ

Автор: Анна ГРЕНЬ

9 ДНЕЙ ПРОВЕРКИ НА ПРОЧНОСТЬ

Наши земляки продолжают активно путешествовать и покорять новые вершины. На этот раз сертоловчане взошли на Казбек – потенциально активный стратовулкан, самый восточный пятитысячник Кавказа. Здесь, на высоте 5033 метров над уровнем моря, флаг с гербом Сертолово водрузили участники сертоловского турклуба «Робинзоны» Алексей Тынкасов и Александр Маматов. Ранее мы уже писали об их восхождении на самую высокую горную вершину России и Европы – Эльбрус, и сейчас с радостью рассказываем об их очередном туристском триумфе.

– Желание покорить Казбек возникло у вас ещё два года назад, за это время вы не отказались от задуманного и взошли на него. Что вами движет и как вы готовились к походу?

Александр:

– Нам долго не удавалось синхронизировать отпуска и финансовые возможности с напарником, а как только все факторы сошлись, мы сразу взялись за задуманное.

Специально я никак не готовился, но у меня выдался довольно насыщенный спортивный год: активно занимался баскетболом и держал себя в хорошей форме. Перед восхождением поддерживал форму небольшими кроссами. В качестве моральной поддержки чаще напоминал себе, что в этом деле нужно любить процесс, а не результат.

Алексей:

– В целом морально я был готов заранее: мы знали и понимали, какой маршрут нас ждёт и с какими трудностями мы можем столкнуться в пути. Физически – за несколько месяцев до отъезда начал бегать, более подготовкой не занимался (а зря).

– Сколько человек было в группе? С какой стороны вы восходили на Казбек и был ли период адаптации в горах?

Алексей:

– Нас было 4 человека (трое участников и гид). На Казбек существует два самых популярных маршрута – с юга (со стороны Грузии) и с севера (со стороны России). Мы поднимались с севера.

Прилетев в Минеральные Воды, мы добрались до села Тменикау (Республика Северная Осетия) – последнего оплота цивилизации на маршруте. Уже здесь для нас прозвучала команда «под рюкзак», и мы двинулись в путь (через Кармадонское ущелье). Весь маршрут до вершины Казбека и обратно до села (со всеми промежуточными стоянками) занял у нас 9 дней.

Александр:

– Технически это более сложный маршрут, чем с юга, и до пандемии он был не слишком популярен, сейчас же восходителей на нём стало больше. Кстати, вместе с нами совершал восхождение 66­-летний турист, на счету которого была уже третья (!) попытка взойти на Казбек со стороны России – в этот раз она увенчалась успехом.

На Казбеке специальной адаптации чаще всего не требуется, многие совершают восхождения в так называемом «альпийском» стиле, при котором каждый день постепенно набирается высота, почти без акклиматизационных выходов. При должной подготовке и благоприятной погоде подъём можно осуществить за четыре дня, спуск – за два. Некоторые используют восхождение на Казбек в качестве адаптации перед Эльбрусом.

– Сколько часов длилось восхождение? Что почувствовали там, на самом верху, какие были мысли?

Александр:

– От выхода на маршрут до штурма вершины мы провели в горах пять дней, три из которых шли по 6­-10 часов с тяжёлыми рюкзаками, два – отдыхали и пережидали непогоду. От штурмового лагеря до вершины поднялись за 8 часов – словом, не торопились. Наверху меня посетила следующая мысль: «Ну поднялся и поднялся, теперь бы спуститься целым».

Алексей:

– На вершине я, само собой, испытал радость и чувство удовлетворения от выполнения промежуточной задачи маршрута (нам предстояло ещё спуститься вниз, а это тоже не так просто). К слову, рассвет на склоне в момент восхождения – одна из таких составляющих путешествия, ради которых стоит туда идти…

– А как прошёл спуск?

Алексей:

– Спускались мы ещё два дня после самого восхождения. Лично мне спуск давался непросто (пожалуй, даже сложнее, чем подъём), потому как за плечами на тот момент уже была неделя интенсивных физических нагрузок (в виде переходов с тяжёлым рюкзаком по непростому рельефу), и поэтому в какой-­то момент физическая оболочка начала сдавать. Но дух остался не сломлен! (улыбается).

Александр:

– До штурмового лагеря мы неспеша спускались 4 часа. На следующий день одним переходом дошли до верхних Кармадонских ванн – самой первой стоянки на маршруте. Там нас ждал оставленный «схрон» (тайник) еды и горячие минеральные ванны – всё, что нужно после восхождения.

– Взойти на Казбек было сложнее, чем на Эльбрус или наоборот? Чем этот поход отличался от вашего первого опыта восхождения на пятитысячник?

Алексей:

– Да, подняться на Казбек с севера однозначно сложнее, чем на Эльбрус с юга. С этим, я думаю, согласится любой, кто пробовал это сделать. Это обусловлено тем, что маршрут на Казбек с севера – «дикий». Рассчитывать там можно только на самого себя, никаких тебе «канаток», «приютов» и прочей инфраструктуры, которая есть на Эльбрусе (в случае чего по земле спасатели доберутся до вас только через 2 дня). Поэтому однозначно это не тот маршрут, с которого нужно начинать ходить в горы.

Александр:

– Казбек технически сложнее, есть на маршруте и интересные «конкурсы»: прыжки через реку на леднике, скалолазание с 25-­киллограмовым рюкзаком и тому подобное. Всё снаряжение и еду тащишь на своей спине, всю дорогу спишь в палатке. На Эльбрусе с юга, например, до штурмового лагеря можно было просто подняться по канатной дороге, а после жить в приюте.

С другой стороны, на Эльбрусе сильнее сказывается высота: казалось бы, разница всего 600 метров, но она ощутима. Поэтому сама ночь штурма на Казбеке даётся легче (при условии хорошей погоды, разумеется).

– Столкнулись ли вы с горной болезнью (негативной реакций организма на высоту, вызванной нехваткой кислорода)? Использовали ли искусственный кислород?

Алексей:

– В этот раз меня «накрыло» на 4200 м, на последней стоянке перед вершиной – «пик ОЖД». Но на сегодняшний день дивный мир фармакологии позволяет значительно облегчить тяготы пребывания в горах. Обезболивающее – наш верный спутник на протяжении почти всего путешествия.

Александр:

– В этом походе «горняшка» не пришла ко мне. Два раза по 15 минут болела голова после сна, и чувствовалось, что гораздо быстрее устаю – на этом всё. Искусственный кислород ни здесь, ни на Эльбрусе мы не использовали.

– Были ли какие­то опасные моменты, форс­-мажоры?

Алексей:

– В целом нет, мы строго придерживались техники безопасности. Однако были напряжённые моменты. Например, при форсировании реки на леднике, когда приходилось прыгать со страховкой и в «кошках» через реку. Или при подъёме по контрфорсу (форма горного рельефа – неявно выраженное ребро на крутом склоне горы): мы попали под мелкий дождь, поэтому карабкаться вверх по мокрым камням с тяжёлым рюкзаком за спиной, несмотря на страховку и прокинутые тросы – занятие не самое безопасное.

Александр:

– Моментов, где стоило максимально напрягаться и сохранять концентрацию, было много. Тот же прыжок через реку (на маленькую снежно-­ледовую ступеньку) ощущался как «прыжок веры». А на выше упомянутом участке «скалолазания» при «должном умении» можно и вовсе пролететь метров 10 по каменистому склону. Перед самой вершиной было несколько крутых «взлётов», местами со льдом, где нужно было сильнее обычного врубаться «кошками» и ледорубом и сохранять предельную концентрацию. Кроме того, нужно быть постоянно готовым к возможному сходу камней. Буквально за пару дней до нашего восхождения был несчастный случай на самом лёгком участке пути.

– Вы взошли уже на два пятитысячника… Что дальше? Эверест?

Александр:

– Два самых доступных восхождения позади, теперь нужно копить деньги на дальнейшие путешествия. Есть много мест, где хочется побывать с рюкзаком, но конкретных планов пока нет. Наиболее реалистично в качестве следующей цели выглядит большой поход по Камчатке, а уже потом – Килиманджаро, Непал и другие.

Алексей:

– На планете ещё тысячи мест и маршрутов, куда не ступала нога сертоловских путешественников. Поэтому Килиманджаро, Монблан, Белуха, Ключевская Сопка, Аконкагуа, ждите нас!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

52