Меню
16+

«Петербургский рубеж». Информационно-аналитическая газета

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 3 от 10.02.2022 г.

ТЕАТР – ТЕРРИТОРИЯ ДОБРА И РАДОСТИ

«ВОЛШЕБНОЙ ФЛЕЙТЕ» ИСПОЛНИЛОСЬ 15 ЛЕТ

В августе 2006 года в Сертолово была основана детская театральная студия «Волшебная флейта» и на протяжении 15 лет коллектив принимает активное участие в культурной жизни нашего города. Сегодня без его участия невозможно представить ни одно серьёзное культурное мероприятие не только города, но и Всеволожского района. Руководитель коллектива Татьяна Кицела любезно согласилась побеседовать с нашим корреспондентом о творческом пути «Волшебной флейты» и поделилась планами.

– Татьяна Владимировна, как всё начиналось?

– Удивительным образом. Я даже не думала, что буду работать в системе образования и создам театральный коллектив. Мои сыновья пошли в школу, и я, как один из представителей родительского комитета класса, захотела сделать что-то интересное по внеклассным мероприятиям. Мы с одной из мам предложили классному руководителю создать кукольный театр, для разнообразия бы внеклассной работы.

– Предложение нашло отклик?

– Да, с первого же дня. Кроме педагога нам удалось заинтересовать детей. Так на свет появился первый спектакль, который представили на родительском собрании класса. Родители были в восторге и признавались, что приятно удивлены сценическому уровню постановки. Они предложили свою помощь в изготовлении декораций и костюмов.

– Каким был первый спектакль?

– Это был кукольный спектакль по мотивам русской народной сказки «Теремок». Вскоре нас официально пригласили на работу в системе дополнительного образования во Дворец детского и юношеского творчества Всеволожского района. Как раз тогда мы работали над вторым спектаклем. Таким образом в августе 2006 года была организована театральная студия, известная сегодня как образцовый театральный коллектив «Волшебная флейта».

Через полгода после создания коллектива администрация города Сертолово любезно предложила нам сотрудничество, которое успешно продолжается по сегодняшний день. А произошло это в январе 2007 года, когда заведующая Сертоловской муниципальной городской детской библиотекой Роза Петровна Артюх предложила подготовить спектакль к 20-летию учреждения. Театральная постановка называлась «Книга – главное богатство». На мероприятии присутствовал глава администрации МО Сертолово Юрий Ходько и руководитель отдела культуры Марина Егорова. Они предложили нам работать при администрации города.

Спектакль, поставленный на юбилей библиотеки, напоминал о пользе книг, о том, что ни один электронный носитель не способен заменить «живого» общения с книгой. Все мы «родом из детства» и прекрасно помним свои ощущения от тихого шелеста бумажных страниц... и знаем великую пользу книг.

В марте 2007 года мы представили этот спектакль на областном конкурсе «Театральные подмостки» во Всеволожске и заняли 1-е место в номинации «Малые сценические формы». Для меня, как для режиссёра и педагога, это стало большой неожиданностью. Первая серьёзная театральная постановка, первый год педагогической деятельности, первый год работы коллектива и сразу такая высокая оценка нашей работы... Получилось, что в самом начале творческого пути невольно была задана высокая планка. Я увидела в этом большую долю ответственности, прежде всего для самой себя, как руководителя.

– Поделитесь Вашими педагогическими заслугами?

– Моя квалификация «Педагог высшей педагогической категории», имею различные заслуги в сфере образования и культуры. За пятнадцать лет работы мною создано достаточное количество педагогических проектов и методической продукции, которые получили высокую оценку не только на уровне района, но и Ленинградской области. Как педагогом, постоянно стремящимся к повышению своего профессионального уровня, мною пройдено немало интересных театральных и режиссёрских курсов, среди которых режиссёрские курсы при театральной академии по специальности «Режиссёр театра кукол», а также обучение у Семёна Яковлевича Спивака, художественного руководителя «Молодёжного» театра на Фонтанке. Одним из самых важных достижений педагогической деятельности для меня является проект по духовно-нравственному воспитанию «Взросление души», который был представлен на Всероссийский педагогический конкурс в 2017 году и получил призовое место.

– Может ли человек, далёкий от театра, открыть театральный коллектив?

– Может, но при условии, что у него есть огромное желание работать в этом направлении и заниматься самообразованием. И еще один важный аспект — любить своё дело и иметь к нему призвание. Это даст возможность человеку преодолеть любые трудности и развивать дело, которое любишь. Моя мама была директором музыкальной школы и заслуженным работником культуры Российской Федерации. Она говорила: «Для того, чтобы научить ребёнка играть на музыкальном инструменте, сначала его душу нужно наполнить музыкой...». Поэтому изначально в любом деле должно возникнуть желание, потребность к созиданию. Тогда человек сможет всё.

– Какой Ваш коллектив?

– Это моя любовь, моя вторая жизнь и мой дом. Это моё счастье. Я не представляю себя и своей жизни без «Волшебной флейты», без моих коллег, прекрасных педагогов. Вот уже 12 лет педагог Светлана Куликова обучает искусству сценического грима наших ребят и учит их основам и тонкостям создания театрального образа. Дети её очень любят и занимаются с радостью и большим желанием.

За 15 лет у нас сложился крепкий педагогический состав. В качестве педагога в родной коллектив вернулся его выпускник Артём Костоваров. Многие помнят его по выступлениям на городских и районных мероприятиях. Он всегда «горел» любовью к театру и мечтал получить профессиональное театральное образование. Его мечта осуществилась. Окончив Санкт-Петербургский Университет культуры и искусств по специальности актёр театра и кино, он не только снимается в телесериалах и художественных фильмах, но самое главное – в нём открылся педагогический талант. Артём Денисович вернулся в любимый коллектив преподавать. Для меня, как для педагога, это высшая награда.

Такая же ситуация произошла еще с одной выпускницей нашего коллектива – Марией Жулиной. Она учится на третьем курсе театрального института и совмещает учёбу с педагогической деятельностью в нашем коллективе. «Волшебная флейта» гордится своими выпускниками, многие из которых выбирают для себя театр, как профессию. Например, летом 2021 года выпускник нашего коллектива Андрей Алексеенко также поступил на театральный факультет в высшее учебное заведение. Выпускница первых лет студии Сусанна Оганесян – тоже профессиональная актриса, снимается в кино, и служит в театре. Наши педагоги всегда рады успехам всех своих учеников, независимо от того, какой профессиональный путь они выбрали в жизни. Главное, что наши любимые ученики прекрасные люди: думающие, умеющие анализировать, яркие, открытые, доброжелательные, любознательные, а значит обязательно – успешные.

Мой сын Пётр, выпускник первых лет нашего коллектива, так же рассматривал себя как профессионального актёра кукольного театра. Но в нем победила любовь к живописи. Вот уже третий год Пётр преподаёт живопись в Сертоловской ДШИ. Но всегда готов, в случае необходимости, помочь театральному коллективу с изготовлением декораций и реквизита. Например, он готовил декорации для мероприятия, посвящённого очередной годовщине полного снятия блокады Ленинграда.

– «Волшебная флейта» действительно учит прекрасному…

– Совершенно верно. 26 декабря 2021 года мы проводили встречу выпускников разных лет. Эти встречи каждый раз проходят тепло, душевно и по-домашнему. После чаепития начинаются творческие капустники, этюды, импровизированные сценки. Мы общаемся, поём песни, читаем стихи, прозу. Кто-то читает произведения собственного сочинения. Выпускники показывают «мастер- класс» ребятам из старшей группы.

За 15 лет работы театрального коллектива репертуар пополнился большим количеством интересных постановок. Театральные миниатюры, моноспектакли, драматические спектакли, литературно-музыкальные композиции, фольклорные театрализованные представления, кукольные спектакли, эстрадные миниатюры, спектакли о православных святых. Наш театр многогранный. Нам интересно всё. Разнообразие репертуара рождает творческую мобильность.

– В чём это выражается?

– Часто возникает необходимость в короткие сроки создать качественную творческую постановку. Для нас уже давно не составляет большого труда выполнить эту работу. Самое ценное то, что в неё активно включаются и дети, и педагоги. Мне нравится многоплановость нашего театра. Это способствует разностороннему развитию сценических и творческих навыков у учащихся нашего коллектива.

– Какие важные навыки получают дети?

– Они эрудированы, склонны к анализу, умеют быстро включаться в сценическое действие и самостоятельно работать над ролью, владеют сценической смелостью и свободой, актёрским мастерством. Такое направление, как художественное слово, развивает культуру речи, образное мышление, интонационную выразительность. Театр так же даёт коммуникативные навыки, являясь коллективным видом творчества. Наш театр – это территория добра, радости, творческого позитива.

С детьми невозможно поставить какой-либо спектакль если они не доверяют педагогу. Поэтому в основе педагогической деятельности коллектива стоит авторитет педагога, который строится именно на доверии между ним и детьми. Доверие рождается через любовь и взаимное уважение друг к другу.

За много лет мы часто слышим слова благодарности от родителей. Педагогам студии доверяют не только ученики, но и их родители это является важным показателем нашего профессионализма. В коллективе не ставится цели — вырастить из детей актёров. Основная задача – развитие творческих навыков, раскрытие индивидуальной природы ребенка, ну и конечно, попробовать сделать жизнь детей многообразной, интересной и постараться подготовить ребят ко взрослой жизни. Ведь театр неотделим от жизни, он является её яркой параллелью. А через действенный анализ пьесы и постановочную работу ученики учатся психологической адаптации к её реалиям. Работа над ролью, погружение в образ — это анализ поступков и действий человека. Поэтому из театрального коллектива дети выходят более адаптированными, уверенными в себе, самодостаточными, открытыми для мира и смелыми, а значит более успешными в жизни.

– «Волшебная флейта» не раз становилась лауреатом конкурсов и фестивалей городского, районного, областного и международного уровней. За высокими результатами и почётными званиями стоит нелёгкий труд. Расскажите об этом.

– Подготовка спектакля – это тяжёлый, но крайне интересный процесс. Работа начинается с подбора литературного материала, затем даётся справка исторического времени и эпохи, далее следует читка пьесы, разбор характеров и поступков её героев, действенный анализ пьесы на основе этюдной работы, включающий в себя и установку мизансцен будущего спектакля, затем начинается тепморитмическое построение спектакля, работа над образом, над дикцией и речью, интонационной выразительностью и эмоциональной подачей. Работая над спектаклем, ученики одновременно получают навыки режиссуры. С ребятами старшего возраста ведется более серьёзная работа. А с учениками младшего возраста занятия проводятся в игровой форме. Со стороны постановочная работа выглядит рутинной, но она, повторюсь, самая интересная. Именно в создании любой постановки возникают потрясающие идеи, актёрская смелость, есть выход для любой творческой фантазии и происходит рождение нового спектакля. Знаете, чем детский театр отличается от профессионального? – Во взрослом театре режиссёр устанавливает свои порядки, требует от актёров реализации собственных идей. А в детском театре все иначе, я не имею права, как педагог, навязывать собственные идеи детям. Иначе в них не откроются творческие способности и индивидуальная природа. В детском театре педагог становится соучастником творческого процесса вместе с учениками. Я должна их «зажечь», принять их идеи и помочь своим воспитанникам воплотить придуманное в сценическом действии.

В старшей группе подход к учебному и постановочному процессу более серьёзный. Дисциплина в театре имеет огромное значение. От неё во многом зависит успех создаваемой постановки. Нежелательно пропускать занятия, особенно генеральные репетиции: пропустив репетицию – ты подводишь своих товарищей. Конечно каждый из нас в жизни не может быть застрахован от непредвиденных ситуаций, поэтому в случае форс-мажора любой из воспитанников может и готов на дополнительную нагрузку (например, выучить дополнительный текст), понимая, как важно не сорвать работу всего коллектива. Наши ученики отлично знают, что такое ответственность, чувство локтя и взаимовыручки.

– Как менялся репертуар театрального коллектива? Какие постановки входят в него сегодня?

– Начинали мы, как было сказано выше, с кукольных спектаклей. На мой взгляд кукольное направление сильнее и ярче, чем драматическое. Оно снимает все психологические зажимы. Когда ребёнок скрыт от зрителей ширмой, ему легче раскрепоститься. Не каждый ребёнок способен чувствовать себя раскованно на сцене перед большим количеством зрителей и кукольный театр здесь очень помогает.

В копилке нашего коллектива есть балаганный театр, это разновидность кукольного представления. Он был особенно популярен на рыночных площадях в царской России. Я очень люблю это направление, так как балаганный театр – театр импровизации. Вообще основу русского фольклора составляет импровизация. Дети любят такие шутливые спектакли и берутся за постановку с большим удовольствием. Ученики старшего возраста не только сами придумывают эти пьесы, но и самостоятельно подбирают музыкальное (шумовое) оформление. В таких спектаклях всё, от задумки до конечного результата, создаётся с юмором, легко и непринуждённо.

В последние годы работы коллектива, к большому сожалению, нам пришлось постепенно отказаться от серьёзных и длительных кукольных спектаклей. Работа с куклами кажется лёгкой только с виду. На самом деле даже пять минут держать куклу на вытянутой руке непросто. А если работать с ней 30-40 минут? Современным детям по состоянию здоровья довольно сложно справляться с куклами. Это первая причина почему мы отказались от кукольного театра. А вторая причина заключается в том, что кукольное направление требует больших материальных вложений. Куклы старятся, портятся, ломаются, к каждому, даже небольшому номеру, требуется немалое количество реквизита. Содержать такой театр слишком дорогое удовольствие в наше время.

По этой причине в коллективе стало развиваться такое направление, как драматический театр, позволяющее придерживаться минимализма в его художественном решении и дающее возможность работать на сценической площадке без декораций и с малым количеством реквизита. Такой подход помогает находить новые и не менее интересные выразительные формы. Как говорил Константин Сергеевич Станиславский (основатель школы актёрского мастерства), главное на сцене – это жизнь человеческого духа. Таким образом на передний план выходит сам герой пьесы и его внутренние и личные переживания, на которые влияют насущные проблемы современности.

В репертуаре «Волшебной флейты» немало военно-патриотических композиций. Мы живём в городе, основанном военными и патриотическое воспитание молодого поколения здесь всегда было на высоком уровне. Надеюсь, что наш коллектив вносит в это важное дело свой весомый вклад. Для педагогов коллектива главное, что такие композиции так же интересны не только зрителям, но и самим участникам коллектива. Работа над ними ведется с энтузиазмом и большим желанием. Постановки о Великой Отечественной войне, афганской и чеченской войнах трогают не только зрителей, но и сердца самих юных артистов. Они передают частицу своей души слушателям. На сцене ничего нельзя выдумывать, нужно искренне проживать. Если ты «живёшь» на сценической площадке, тебе поверят.

– Откуда название «Волшебная флейта»?

– На мой взгляд театральное искусство – это уникальный, волшебный мир. Попробую объяснить, что я имею ввиду.

В театре может начать работать любой предмет, при условии, если сам актёр поверит в то, что творит на сцене. Например, обычный стул можно обыграть: и как пень, и как царский трон, и как плаху, и как резвого коня. Следуя за точной актёрской игрой увлечённый зритель способен поверить в любые предлагаемые обстоятельства, в театре возможно всё. У Варвары Кузнецовой, участницы коллектива, был моноспектакль «Кувырком за Кроликом» по мотивам произведений Льюиса Кэрролла о приключениях Алисы. В одном эпизоде она достаёт брошенные Кроликом карманные часы на цепочке, которые главная героиня крутит в руке. На самом деле часов-то у неё в руке нет. Но после спектакля зрители говорили, что чётко видели часы в руке маленькой актрисы и даже давали точное их описание. Каково же было их удивление, когда выяснялось, что часов в руке героини не было. Оказывается, именно такими Варя их и задумала, и сама в это поверила. Так работает метод физических действий. А ещё есть такое упражнение как «внутренний монолог»

– В чём он заключается?

– Ученику предлагаются обстоятельства, в которые он обязан поверить и начать с с внутренним проживанием действовать на сцене. Всё это происходит без слов, артист проживает ситуацию внутри себя. При этом он взаимодействует с обстановкой и предметами, которых не существует – на сцене артист один. По окончании задания зрители описывают, что они увидели во время сценического действия. Многое они «видят» именно так, как представлял участник тренинга. Это тоже своего рода магия. Наши дети говорят: «Сколько же у нас новых открытий, буквально каждый день!». Они приходят за этими открытиями, за творчеством. А без него в нашей жизни нельзя. К примеру, чем отличается успешный бизнесмен от менее успешного? Творческим мышлением. Успех первого заключается в том, что у него всегда множество путей решения одного вопроса или ситуации. А менее успешный человек, видит только один, или два пути решения проблемы. Творчество способствует успеху в любой профессии. Неважно – банкир ты или сантехник.

– 13 лет Ваш коллектив является обладателем почётного звания «образцовый». Расскажите, пожалуйста, подробнее о том, как удаётся держать эту высокую планку столько лет? Как проходит подтверждение звания, насколько это сложный процесс как для детей, так и для руководителя?

– На самом деле мы даже не думаем о том, насколько сложно или легко подтверждать звание или нести его достойно. Человек, который любит своё дело, будет делать его хорошо, качественно и на совесть в любом случае, в любых обстоятельствах. Он приложит все силы, чтобы любимое дело развивалось, потому что, прежде всего, это интересно ему лично. Мы работаем не за грамоты и звания (хотя получать их тоже почётно и приятно). Главное для коллектива – наша работа, без которой мы не мыслим своей жизни.

К предстоящему подтверждению звания мы всегда готовим новый спектакль. Это одно из требований организаторов. Бывали и отступления от привычного сценария. Так однажды на подтверждение звания мы представляли музыкально-поэтический спектакль, посвящённый творчеству Сергея Есенина. Дети всегда с радостью участвуют в любой театральной постановке. Главное зажечь их души и сердца. При этом педагоги никогда не настраивают воспитанников на суету по поводу подтверждения звания, никакого ажиотажа. Работаем в обычном режиме и наслаждаемся творческим процессом. Мы спокойно и радостно говорим ребятам, что в этом учебном году нашему коллективу предстоит очередное подтверждение звания и мы будем ставить новый спектакль. Всё проходит легко и спокойно.

Если говорить о сложности процесса – скажу откровенно, сложно поддерживать звание «Образцовый». На первом подтверждении звания нашего коллектива настаивала Марина Егорова. Она всегда верила в нас. Помню, как я отказывалась, потому что понимала всю меру ответственности. Ведь «Образцовый» является примером и образцом в профессиональном плане. Нужно всегда держать высокую планку. А детский состав коллектива с годами меняется, они могут ходить на занятия, могут не ходить. Выпускаются одни, им на смену приходят другие, каждый раз всё начинается с чистого листа. Зрителю не объяснишь, что сейчас выступят новички и они ещё не достигли определённого уровня мастерства. Когда твой коллектив «Образцовый» надо постоянно держать марку. Но Марина Викторовна тогда сказала: кто, если не вы? И к моему удивлению мы получили звание «Образцовый» с первого раза, несмотря на колоссальное волнение. Дети признались, что они были счастливы. Я попросила их помнить, что быть образцовым, значит быть образцом для подражания. Задав такую высокую планку в самом начале работы, мы просто не имеем права её опускать — это неустанный труд для прежде всего для педагогов. Постоянное самообразование, курсы, стремление идти к чему-то новому. Но если любишь свою профессию – всё получится.

– Над чем работаете сейчас? Чем коллектив собирается порадовать сертоловчан в ближайшее время?

– В самом разгаре подготовка литературно-музыкальной композиции, посвящённой 79-й годовщине полного снятия Ленинградской блокады. Для нас это священная тема. Также предстоит композиция, приуроченная к 800-летию со дня рождения Александра Невского., который отмечала Россия в прошлом году. С учащимися младших групп готовится спектакль по мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена «Соловей». Впереди подготовка к очередной годовщине вывода советских войск из Афганистана, ко Дню Победы.

– Считаете ли Вы, что кино, телевидение и интернет «убивают» театр?

– Театр невозможно заменить ничем. Атмосфера живого слова, действия, музыки, энергии актёров – это особенный мир. А различные технологии могут помогать театру, являясь прекрасным дополнением, открывать новые технические возможности в сценическом и художественном решении спектакля. Например, теперь в сети Интернета можно найти большое количество музыки для спектакля и в хорошем качестве, различных изображений и видеоматериала. Мультимедийные технологии, порой, способны заменить декорации. В театре многое зависит от сверхзадачи и способах её решения. Поэтому современные технологии вполне могут работать на театр. Важно, важно не переусердствовать.

– Кто помогает в работе? С кем взаимодействуете?

– За помощь и поддержку нашего коллектива хотелось бы поблагодарить Совет депутатов и администрацию города. К нашим просьбам и проблемам прислушиваются, мы это очень ценим. Коллектив благодарит Отделы Культуры администрации Ленинградской области, Всеволожского района, Сертоловский КСЦ «Спектр».

Как руководитель театрального коллектива я хотела бы сказать спасибо своим коллегам, педагогам нашей студии за тёплое и многолетнее сотрудничество, за понимание и поддержку. Благодарю всех уважаемых коллег, руководителей различных самодеятельных коллективов нашего города, с кем приходилось когда-либо сотрудничать. Отдельное спасибо родителям за веру в нас, как педагогов, за уважение, помощь и поддержку. А нашим дорогим ученикам мы говорим спасибо за любовь, за радость совместного творчества.

– О чём Вы мечтаете?

– На протяжении 15 лет моя самая заветная мечта – иметь настоящую сцену с кулисами, технически оснащённую необходимым оборудованием, на которой можно будет репетировать, радовать и удивлять зрителя новыми постановками. Сцена является священным местом для любого театрала.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

22