Меню
16+

«Петербургский рубеж». Информационно-аналитическая газета

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 35 от 09.09.2021 г.

ТРУДНЫЙ ПЕРИОД

Автор: Яна КУЗНЕЦОВА

Фото из открытых источников

ПСИХОЛОГИ ОБ АДАПТАЦИИ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ В ПЕРВЫЙ МЕСЯЦ УЧЕБНОГО ГОДА

Что можно посоветовать родителям и детям при появлении трудностей с началом занятий в школе после длинных каникул? Об этом мы спросили профессиональных психологов, которые многие годы помогают сертоловчанам в сложных жизненных ситуациях.

Психолог-­консультант, педагог-­психолог МОУ «Гимназия Сертолово», кандидат психологических наук, доцент Ирина Камынина:

– Первое, чем вы можете помочь в адаптации ребёнку, – это найти плюсы в том, что он идёт в школу после долгого отдыха, длинных каникул. Вспомните себя и приведите пример ребёнку, расскажите о том, как сами после длительного отпуска выходите на работу. К примеру, это может звучать так: «Мне не хочется думать о грустном, я знаю, что скопилось много дел, но я думаю о том, что приятного ждёт меня на работе».

Можно рассказать о приятных впечатлениях, которые получаете по дороге на работу. Ребёнок идёт в школу утром, и можно сказать ему: «Давно ты не гулял по утрам. Смотри – утром особое состояние природы. И, кстати, погода с утра, как правило, лучше. Когда ты на каникулах, ты выходишь гулять днём. А утром даже запахи другие».

Нужно заострить внимание, заакцентировать ребёнка на пробуждении города, солнца, леса. То, чего он был лишён, когда не выходил утром на улицу летом.

И при этом желательно, чтобы ребёнок не бежал с опозданием в школу в три или десять минут, а чтобы у него было время обратить внимание на окружающий мир, насладиться красотой утреннего спокойного города.

Можно, повторюсь, вспомнить себя и поделиться своим опытом. Напомнить о ребятах, по которым ребёнок соскучился.

Для успешной адаптации необходимо найти плюсы в учёбе, сказать ему, как много хорошего и нового его ждёт впереди. Возможно, появятся новые предметы или учителя. Дети от природы любопытны и любознательны. Нужно делать акцент на интересе, уточнить, например, что вы видите хорошего в новом школьном предмете.

Также важен принцип постепенности. После расслабленных каникул ребёнку довольно тяжело брать на себя полную физическую и интеллектуальную многочасовую нагрузку. Поэтому в школах в первое время нет большой нагрузки. Да, может быть много уроков. Но, как правило, сразу не изучают новые темы, а сначала повторяют пройденный материал, проверяют знания.

Дома можно ребёнку помочь, дать больше времени поспать, полежать. К прежнему режиму дня, как в предыдущем учебном году, нужно подойти постепенно. Не сразу после школы садиться за уроки, а спустя какое­то время. Дать возможность ребёнку поиграть, погулять или заняться тем, что он привык делать во время каникул.

Малышам, которые пошли в первый класс, особенно важно уделить время. Отключить звук телефонов, дать ему поспать днём, как он привык в детском саду. Если первоклассники не делают уроки, это ещё не значит, что они полноценно отдыхают.

Ребёноккакое­то время должен быть в расслабленном состоянии – и телесно, и интеллектуально. Нехорошо, если он чрезмерно увлечён играми на компьютере или телефоне. Ваша задача, как родителя, перенастраивать и перенаправлять ребёнка. От вас зависит, будет он посвящать этому время или нет. Приготовьте ему то, что он любит. Идите на какие­то поблажки, побалуйте его какой­либо «вкусняшкой», чтобы он видел, что мама или папа стараются смягчить этот трудный период. Это будет не всегда, но это будет ему приятно.

Режим питания и сна нужно усилить. Постепенно ребёнок войдёт в ритм и будет существовать в привычном режиме.

Больше говорите с ребёнком о его трудностях. Например, конкретизируйте, после какого урока он устал, что именно он делал, чтобы ребёнок увидел, что вы заинтересованы. А через неделю скажите: «Раньше ты уставал после третьего, а теперь уже пять уроков отсидел спокойно. Ты молодец».

Выносливость вырабатывается и развивается постепенно, и ребёнку тоже нужно это показывать. Подбадривать его: «У тебя силы есть, ты справишься». Поддерживайте его, выслушивайте.

Родителям очень важно выслушивать и негативные отзывы, негативные эмоции ребёнка: «Да, я понимаю твои чувства, ты можешь ими со мной поделиться». Этим вы облегчите его состояние.

Психолог, психоаналитик, семейный консультант Елена Каверзина:

– Спасибо за интересный вопрос. Давайте вспомним, как вам, взрослому, было в школе? Может, пришло время поделиться с ребёнком своими школьными историями? Ваши воспоминания могут помочь ребёнку адаптироваться в первый месяц учебного года.

Как и при других больших нагрузках, как никогда важно соблюдать режим дня. Это стабилизирует нервную систему, повышает работоспособность. Совместное обсуждение и составление расписания сближает членов семьи. Особенное внимание стоит уделить прогулкам, тем более современная одежда позволяет не отказываться от них из­за погоды.

Обратите внимание на эмоциональный климат в вашей семье. Как много критики достаётся её членам? Есть ли поддерживающая атмосфера? Чувствует ли себя в безопасности и безоценочном принятии ребёнок? Как много в семье телесного контакта, объятий, совместной деятельности, не связанной со школой, домашними заданиями и оценками? Может, стоит больше дарить тепла и нежности близким? Придумать и внедрить новые виды совместной деятельности?

Обратите внимание, есть ли у вашего ребёнка друзья. Какие отношения связывают их? Как проводят свободное время? Друзья – неотъемлемая часть жизни каждого человека. Хороший дружный класс помогает адаптации. Если же с друзьями есть сложности, помогите ребёнку, поделитесь своим опытом.

А вы интересуетесь школьной жизнью своего ребёнка? Не оценками, а впечатлениями. Принимайте участие в его переживаниях. Говорите о трудностях, вместе находите новые способы для их преодоления.

Важно создать положительный настрой на учёбу. Лучше проявлять уважение к школе и её правилам. Главную роль здесь играют взрослые члены семьи, их опыт, отзывы и высказывания. Обращайте внимание на это.

Верьте и доверяйте своему ребёнку. А ещё любите его таким, какой он есть. Учёба – важный период жизни каждого человека, но важнее тёплый климат в вашей семье и любовь близких. Удачного вам учебного года, друзья!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

33