Меню
16+

«Петербургский рубеж». Информационно-аналитическая газета

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 19 от 20.05.2021 г.

Тата Манькова: «ОТДАВАТЬ – ПРИВИЛЕГИЯ, А НЕ ТРУД»

Автор: Пётр КУРГАНСКИЙ

О ТВОРЧЕСТВЕ, ВДОХНОВЕНИИ И СОВЕТАХ НАЧИНАЮЩИМ ДИЗАЙНЕРАМ

Чистая Вуокса

«Петербургский рубеж» продолжает знакомить читателей с интересными и увлечёнными любимым делом земляками. Наша сегодняшняя героиня – сертоловчанка Наталья Манькова. Тата (творческий псевдоним) – человек разносторонний. Она иллюстратор, арт­-директор и автор творческих проектов, а кроме этого активно занимается волонтёрской деятельностью. В начале апреля в библиотеке-­филиале №12 ЦБС Калининского района Санкт­-Петербурга стартовала выставка «Выбираю ветер». Авторами представленных работ стали Тата Манькова и её единомышленница, фотограф Жанна Крутова, которая живёт в Сертолово. Тата поделилась с нами своей историей.

– Тата, как Вы пришли в творчество?

– Я рисовала с детства. Лет в 6-­7 делала книжки, сшивая листы бумаги, создавала к ним иллюстрации и дарила друзьям. То есть не было какого-­то переломного момента, любовь к рисунку росла с годами, навыков становилось больше. Сейчас рисование – осознанный выбор.

– Привлекали ли другие виды искусства?

– В школьные годы я писала для молодёжных газет стихи и репортажи, занималась вокалом, перед поступлением в течение года ходила на уроки сценической речи. Но рисование всегда оставалось самым близким и доступным способом поделиться чем­то своим с миром, выразить накопившееся внутри. К тому же мне нравится независимость художника от места проживания или жёсткого графика. Тот же актёр – человек, очень обусловленный другими, зависящий от режиссёра, расписания театра и съёмок. В иллюстрации я чувствую необходимую степень личной свободы с довольно высоким спросом.

– В какой технике предпочитаете работать?

– Мне нравится ручная графика, долгое время работала с бумагой, линерами и тушью. Сейчас рисую в digital на планшете. Технику по сути не меняла, но усовершенствовала инструмент. Хотя скетчи в обычных блокнотах тоже не забрасываю, это хорошо разрабатывает руку, их можно закинуть в сумку и взять с собой в любую поездку.

– Почему не кисть и краски? Пробовали ли свои силы в традиционной живописи?

– В вузе я проходила курс академической живописи, работала темперой, гуашью, маслом. Много рисовала акварелью, но окончательно всё решилось во время декрета. Я была с дочкой 24 часа в сутки, времени было критически мало, а ручку и блокнот можно достать и убрать за пару минут. При этом никаких сложностей с сильными запахами, долгой подготовительной частью или тем, что краски засохнут, пока ты занимаешься младенцем. Брала блокнот с линерами на прогулки и рисовала, пока дочка спала в коляске или играла на площадке.

– Сложно ли освоить цифровое рисование?

– Нет, не особенно. Но надо понимать, что планшет – просто инструмент. А для создания сильной работы нужны знания композиции, колористики, строения тела, перспективы – это так называемая база. И, конечно, важно оттачивать наработанный навык постоянной практикой. Планшет не нарисует и не придумает за тебя, но если ты обычными материалами работаешь достаточно уверенно, то планшет становится удобным помощником. Я, например, теперь не трачу время на сканирование своих рисунков и могу сразу их загрузить в сеть или отправить заказчику.

– Сколько обычно времени уходит на работу в целом? Рисуете этапами или всё зависит от вдохновения? Можно ли в принципе говорить о вдохновении, когда речь идёт о коммерческом заказе?

– Я стараюсь браться только за такие заказы, которые находят внутри меня отклик. Ещё выработала небольшой ритуал: пью определённый чай, слушаю аудиокнигу или звуки природы, делаю небольшую медитацию, чтобы настроиться. Всё это стало важной частью творческого процесса.

Про этапы: классическое академическое образование приучило начинать работу со скетчей, затем приступать к палитре и дорисовывать уже чистовой вариант. Если речь идёт о заказе, все этапы обсуждаются с заказчиком, обязательно предоставляю несколько вариантов на выбор, чтобы рисунок был не односторонней работой, а настоящим сотворчеством. Время же всегда зависит от сложности задачи. В среднем для полноценной иллюстрации нужно 1-­2 дня.

– Что Вы иллюстрируете?

– Чаще всего это книги самиздата для взрослой аудитории. Также приходят заказы на портреты, оформление экологических проектов, этикеток.

– Нужно ли дизайнеру художественное образо­вание?

– У меня высшее образование в сфере дизайна с хорошей академической базой (живопись, рисунок, скульптура, история искусств и религий и так далее). Это очень помогает в работе. Но я знаю дизайнеров и иллюстраторов, которые прекрасно освоили эту базу на частных курсах, причём намного быстрее и вовлечённее, чем в вузе. Поэтому я уверена, что приемлемы разные варианты.

– Вы работаете одна или в команде?

– Чаще всего одна, но бывает необходимо сотрудничество со смежным специалистом: редактором, представителем маркетингового агентства или фотографом.

– Каких успехов на профессиональном поприще удалось достигнуть?

– Считаю, что помимо постоянных заказчиков, многие из которых стали друзьями, мой главный успех – наша с Жанной Крутовой выставка о воздухоплавании. Прошлым летом мы устраивали день воздухоплавания на Крестовском острове, и это был настоящий праздник, который надеемся когда­-нибудь превратить в большой фестиваль с воздушными шарами.

– Как Вы относитесь к критике?

– К конструктивной от специалистов, взгляды которых уважаю и разделяю, отношусь положительно. Часто сама прошу о ней, так как это помогает расти. В коммерции – спокойно, ведь здесь дизайн и иллюстрация являются способом решить определённую бизнес задачу.

– Что для Вас значат идеальные условия для работы?

– Тишина, свой отдельный рабочий стол, лучше рядом с природой. Учитывая, что у меня маленький ребёнок, работать в тишине удаётся не часто, зато учишься не ждать идеальных условий, а максимально продуктивно пользоваться имеющимися.

– Какие ресурсы для дизайнеров посещаете чаще?

– Сайт Behance, на котором можно знакомиться с портфолио иллюстраторов со всего мира. Там же оформляю своё профессиональное портфолио (https://www.behance.net/tatamankova). Очень ценю Instagram за огромный поток информации и вдохновения, лёгкое взаимодействие с самыми разными творцами. Иногда читаю иностранную литературу по узким темам.

– Поделитесь с начинающими дизайнерами: как сделать проект, который понравится заказчику, и не сорвать при этом сроки?

– Во­-первых, работать этапами. Сначала определить техническое задание, уточнить, какие примеры нравятся, объяснить, как и что будете делать вы. Показывать эскизы и быть открытым к диалогу.

Со сроками всё довольно просто: закладывайте в 2­-3 раза больше времени, чем предполагаете, особенно на задачи, с которыми не сталкивались. Всегда лучше завершить чуть раньше, чем затянуть срок сдачи готовой работы.

– Несколько слов о волонтёрской деятельности.

– «Станьте тем изменением, которое хотите увидеть в мире». Эта фраза Махатмы Ганди лучше всего объясняет, что значат для меня волонтёрство в целом и экологические уборки в частности. Мне нравится делать мир вокруг чище. К тому же это легко совмещать с прогулками с дочкой. Я многое беру у леса и воды. И отдать хотя бы часть энергии в благодарность – скорее привилегия, чем труд.

В прошлом году ездила на неделю чистить берега с организацией «Чистая Вуокса». В этом году учусь у них на курсе для организаторов экологических водных походов. Верю, что постепенно экологическая сознательность станет нормой, победившей привычку оставлять после себя мусор.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

22