Меню
16+

«Петербургский рубеж». Информационно-аналитическая газета

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 42  от 28.10.2021 г.

ВОЕННОЕ ДЕТСТВО СВЯЗИСТА ЕРМОЛАЕВА

23 октября исполнилось 90 лет сертоловчанину Анатолию Стефановичу Ермолаеву. С юбилеем его поздравил представитель Совета ветеранов Сертолово Борис Георгиевич Самченков, он вручил ветерану подарок и цветы.

Анатолий Стефанович родился в городке Рудня Смоленской области. В семье было трое детей, самый младший сын родился в конце апреля 1941 года. Отец работал на небольшом предприя­тии по заготовке овощей. Мать вела хозяйство. Когда началась война, отец пришёл домой попрощаться, собрался и ушёл на фронт. Юбиляр вспоминает, как немецкие самолёты постоянно бомбили район железнодорожной станции, в 500­-700 метрах от которой стоял их дом. Как только начинался авианалёт, все бежали прятаться на грядках.

Через некоторое время из Белоруссии приехал мамин брат со своей семьёй. Он сообщил: надо быстрее эвакуироваться – враг уже на подходе. Через день­другой обе семьи собрали нехитрый скарб, корову и на телеге отправились в сторону Вязьмы. Пробирались в тыл заросшими просёлочными дорогами, поскольку все главные пути были забиты беженцами. Едва в небе появлялась вражеская авиация, все прятались по кустам. Люди устали от дороги. Дойти до Вязьмы было не суждено. Там были немцы. Пришлось повернуть обратно. По пути стали встречать немцев. Завидишь хоть одного – уступай дорогу, иначе придётся худо. Немцы отобрали лошадь, взамен оставив хромую и больную. А за несколько оставшихся до дома километров отобрали вообще всё, кроме коровы. Дом оказался уже занят другими. Но они, увидев, что в двух семьях целых пятеро детей, не стали препираться и ушли. Так началась жизнь в оккупации. Мать продавала всё, что было возможно, чтобы на вырученные деньги купить хлеба или муки. Чем­то помогали родственники, жившие по соседству. Приходилось туго. На огороде ещё оставались неубранные овощи, дети ходили в лес собирать травы, ягоды и грибы.

– Однажды я пошёл за ягодами, – рассказывает Анатолий Стефанович. – Вдруг из лесной чащи выходят двое с винтовками. Я, конечно, перепугался. Но это оказались партизаны. Они подробно расспросили меня: откуда я, какова обстановка в населённом пункте, много ли немцев. Через несколько дней мне назначили новую встречу. Я пришёл в условленный час, делая вид, что собираю дары леса. Очень долго никого не было. Меня это огорчило, я уже собрался было возвращаться домой, как появились те самые партизаны. Оказалось, что всё это время они внимательно за мной наблюдали, проверяя, не привёл ли я за собой «хвоста». А вот на третью встречу никто не пришёл. Быть может, отряд сменил место дислокации, а может, эти партизаны погибли в бою с оккупантами. Этого я так и не узнал. Но я никому не рассказывал о наших встречах, даже матери.

В городке, где жила семья Ермолаевых, поселились немцы. Один начальник присылал к матери своего адъютанта, требуя молока. Но адъютант не забирал удой сразу, а заставлял маму или кого­то из детей выпить кружку. Начальник боялся, что местные могут его отравить.

Война задела Ермолаевых своим чёрным крылом в 1944 году, когда пришла похоронка на отца. Он погиб где­то в Белоруссии. А в городке тем временем хозяйничал враг. Когда Красная Армия освобождала Смоленщину, Ермолаевы были в лесу у партизан. У матери хотели забрать корову, обещая выдать справку. Но женщинам требовалось кормить пятерых детей. Корову даже прятали среди болот.

Когда семья вернулась, всех приютили соседи, дома на месте уже не было. Во всём городке он один сгорел. Может быть, кто­то сообщил немцам, что Ермолаевы ушли к партизанам, – неизвестно. Мать устроилась прачкой в воинскую часть. Солдаты помогли лесом, привезли материалов для постройки нового дома.

После войны Анатолий Стефанович окончил семь классов и поступил в Гранковский торфяной техникум, по окончании которого был вызван в военкомат. Окончил Горьковское военное училище связи. В 1955 году он прибыл в Ленинградский военный округ. Служба проходила в Осиновой Роще, Сертолово, Песочном, Кандалакше, Алакуртти. Окончательно Анатолий Стефанович поселился в Сертолово в 1975 году. Здесь он живёт с женой. Сын проживает в Санкт­Петербурге. Дочери не стало в этом году.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

12