Тамара Кухаренко: «ВСЁ ЗАВИСИТ ОТ УЧИТЕЛЯ»
СЕРТОЛОВЧАНКА С БОЛЬШИМ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ СТАЖЕМ РАССКАЗАЛА О СВОЕЙ НЕПРОСТОЙ СУДЬБЕ
24 сентября наши корреспонденты встретились с Педагогом с большой буквы – Тамарой Романовной Кухаренко. 40-летний стаж учителя русского языка и литературы внушает уважение. Ещё больше впечатляет непростая судьба сертоловчанки. Отметив накануне 86й день рождения, она поделилась воспоминаниями с нами и нашими читателями.
ССЫЛЬНОЕ ДЕТСТВО
Родилась Тамара Романовна 21 сентября 1935 года на Украине, в городе Пологи Запорожской области. Папа, Роман (Рейнгольд) Августович, работал управляющим банка. Мама, Эльза Иогановна, служила там же.
Когда началась война, Тамаре было всего 6 лет, старшему брату – 12, а младшему – всего полгода.
Отцу, как управляющему банка, нужно было с частью сотрудников уехать, чтобы вывезти драгоценности.
В сентябре всю семью эвакуировали в Казахстан. Накануне этого семья воссоединилась. Закрыли дом, думали, что вернутся обратно через три месяца. Ехали в теплушках, а с собой успели взять только два чемодана с одеждой да детский горшок. Как ехали, Тамара Романовна уже не помнит. У добрых людей плохие воспоминания со временем стираются из памяти, а хорошие остаются.
– Я помню только бомбёжку. Один вагон загорелся, его отцепили, состав постоянно останавливался. Под Сталинградом нас высадили. Оттуда повезли по станицам. Мы были в Кирилловке, Ириновке, а остановились в Аксаковке. Когда приехали, мужчин там уже не было. Все ушли на фронт. Разместили нас в клубе. Потом разобрали по домам местных, а затем выделили времянку для жилья, – делится с нами воспоминаниями Тамара Романовна
Поскольку по происхождению отец был немцем, на фронт его не пустили, но забрали в трудармию на Урал. Мать, оставшаяся одна с детьми на руках, обшивала местных жителей и работала в колхозе. Семилетняя Тамара тоже пошла работать в колхоз, а младший брат Толик был определён в детский сад.
– Там же я пошла в первый класс. До сих пор помню свою первую учительницу Валентину Ивановну. Помню, как мама брала меня с собой на поле, где выращивали мак. Нужно было его полоть. На обед привозили затирку – яйцо, перетёртое с мукой. Она казалась такой вкусной! Сейчас её никто, конечно, есть не будет, – вздыхает Тамара Романовна. – Все работали много. Осенью мы собирали колоски на колхозном пшеничном поле, десять – государству, два – себе. В конце поля стояла учительница и проверяла, у кого сколько. Никто не обманывал, все работали на совесть. Летом у меня была обязанность собирать кизяки. Их я должна была прилепить на плетень, потом сухими собирать. Они шли на растопку печи.
До школы нужно было идти 7 километров в соседнюю деревню. Обуви на всех не хватало. У старшего брата Тамары, Николая, обуви не было, поэтому в школу он не пошёл. Но до войны мальчик успел окончить пять классов, поэтому его увезли работать в город Копейск Челябинской области. Там он, худенький подросток, уже в 13 лет стал во главе бригады шахтёров. От тяжёлой работы и тоски по дому он сбежал к отцу, добрался до него зимой, цепляясь за буфера проезжавших поездов.
В 1942 году в деревню привезли чеченцев. Местные жители сначала боялись бородатых мужчин в папахах. Потом все подружились и жили мирно.
В колхозе был свой клуб, в котором переселенцы и местные ставили спектакли по пьесам классиков. У детей были свои забавы: купались на речке, ели цветы, лазали по деревьям.
Мама долгое время лежала в больнице. Отцу выслали телеграмму, что нужно забрать детей. В 1945 году он приехал.
– Слышу, стучат в дверь. Открываю – заходит отец, весь заросший. Младший даже не сразу признал его: до этого видел отца только на фотографии на стене.
Врачи посоветовали переехать. В 1948 году, когда отец собрал многочисленные справки и печати, семья направилась в ТалдыКурган республики Казахстан.
– Здесь прошли мои самые счастливые дни, – вспоминает Тамара Романовна.
СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГА
В этом казахском городе наша героиня окончила среднюю школу. Как этнические немцы, никто из семьи не имел права перемещаться за пределы города дальше пяти километров. Каждый месяц необходимо было отмечаться в комендатуре. Только через два года после окончания школы, в 1956 году, юной Тамаре выдали паспорт. Но выезжать кудато попрежнему было запрещено.
В городе жило много высланных из Ленинграда, родственников «врагов народа», жён расстрелянных и вынужденных переселенцев, тех, кто приехал работать на эвакуированные из центральной части страны предприятия.
Так, например, отец лучшей школьной подруги Тамары был расстрелян. Педагогический коллектив школы, в которой училась, а затем и работала Тамара Романовна, состоял из таких ссыльных вдов.
Директором школы был Алексей Иванович Яровой, который позволил Тамаре Романовне стать пионервожатой в родной школе. Многое из методов классического преподавания тех учителей, которых с теплотой вспоминает Тамара Романовна, она взяла на заметку.
Большой коридор, в котором висели кольца, стояли спортивные снаряды, а в конце была сцена, называли «Невский проспект». Педагоги рассказывали ученикам о том, как и чем жила Северная столица страны. В школе каждый месяц проходили творческие вечера, представления, функционировали хор и театральный кружок. Школа была не просто учреждением образования, а культурным центром молодёжи. После уроков ученики возвращались домой, бросали портфели и бежали обратно в школу.
Учителя не просто приходили отработать своё время, а горели работой, искренне интересовались жизнью детей, принимали активное участие в ней. Ребята делились с педагогами всеми своими радостями и горестями.
Отряд Тамары Романовны дружно участвовал во всех мероприятиях школы. Так, однажды им удалось собрать 21 тонну металлолома и 800 кг цветного металла. Всё собранное дети вместе с вожатой перевозили в телеге, которую тащил бык, принадлежавший школе. За это школе прислали из Ленинграда инструменты для духового оркестра. Полный комплект! Мальчишки с удовольствием учились музыке, выступали на городских праздниках, их приглашали играть и на похоронах.
ДУШИ ХВАТАЛО НА ВСЕХ
В 21 год, когда всё же выдали паспорт, Тамара Романовна поступила в Казахский педагогический институт на литературный факультет.
Через год будущий педагог вышла замуж за лётчика Николая. Познакомились они на новогоднем вечере. В период ухаживания простой романтик низко пролетал над домом невесты.
В браке родилось две дочери, Ольга и Рита.
После окончания вуза Тамару Романовну пригласили работать в школуинтернат АлмаАты. Поначалу работать учителем было нельзя – только воспитателем. 26 лет проработала Тамара Романовна в этой необычной школе. Состав учащихся был непростым: у каждого была своя интересная, зачастую сложная судьба.
– Как мне было поначалу трудно с ними! – признаётся педагог. – В первом выпуске у меня был 41 человек. До полуночи мы, учителя, вместе придумывали, как сделать для ребят занятия ещё интереснее. Дочь говорит мне теперь: «Ты воспитывала нас своим отсутствием».
В выпускных классах Тамара Романовна помогала своим ученикам решать вопросы с поступлением, вместе с ними ходила в училища и техникумы, всячески поддреживала.
До сих пор те, кто тогда учился под руководством Тамары Романовны, звонят, пишут, поздравляют с праздниками, делятся новостями о себе, своих детях и внуках. Кто кем стал, куда разбросала жизнь и как сложилась судьба – она знает про каждого из учеников.
С большим сожалением в 1990 году Тамара Романовна по семейным обстоятельствам переехала жить и работать в Ригу. Супруг к тому времени уже ушёл из жизни.
– Сначала я думала, что и там у нас, педагогов, будет большая дружная семья. Но в Риге люди оказались другими – закрытыми, привыкшими жить сами по себе, – сетует Тамара Романовна.
Бытовые проблемы заставили педагога пойти на курсы по вышиванию. В то время ей пришлось даже преподавать монахиням азы машинной и ручной вышивки. Сейчас Тамара Романовна с удовольствием демонстрирует мастерски вышитые в разной технике скатерти, салфетки, воротнички, подушки. Многие вещи в семье хранятся уже несколько десятилетий.
В Риге наша героиня работала и после выхода на пенсию.
После развала большой страны в столице бывшей Латвийской ССР Тамаре Романовне было выдвинуто ультимативное требование выучить латышский язык и преподавать на нём. Поэтому школу пришлось покинуть.
В 2003 году Тамара Романовна с дочерью приехали в Ленинградскую область по приглашению одной из бывших «казахских» учениц педагога. Выбор пал на Сертолово, в котором главная ценность для неё – близость к природе.
Здесь учитель не сидела без дела. Тамаре Романовне удалось собрать и организовать активных жителей дома, чтобы привести в порядок придомовую территорию. Сейчас здесь радует всех прохожих яркий цветник. А высаженная ею когдато маленькая ёлочка у парадной сейчас достигает высоты второго этажа. Пробудив своих соседей более активно участвовать в жизни многоквартирного дома и заручившись поддержкой администрации города, наша героиня стала инициатором работ по утеплению многоквартирного дома, в котором когдато гулял по углам ветер.
В 2015 году Тамара Романовна по приглашению своих учеников съездила на 40летие своего выпуска. Взрослые, состоявшиеся в жизни бывшие воспитанники интерната, встретили учительницу как родную мать. Вспоминали о том, как учителя умели поддержать своих подопечных, как жили их жизнью.
– В наше время такое уже не увидишь, – с сожалением замечает Тамара Романовна. – Нужно уметь выслушать ребёнка, понять его, помочь. У нас, учителей и школьников, было единство. Учитель должен не только гореть сам, но и уметь зажигать детские глаза, заинтересовывать ученика. Всё зависит от учителя. Если ему самому интересно, то и класс будет успешным и дружным.
Прогуливаясь по благоустроенным дорожкам и паркам Сертолово, педагог с улыбкой вспоминает свой трудовой путь.
– Если бы был выбор, я бы прожила свою жизнь так же. Я ни о чём не жалею и счастлива, – заключает Тамара Романовна.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.