Меню
16+

«Петербургский рубеж». Информационно-аналитическая газета

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 14 от 16.04.2020 г.

ВОЕННЫЕ БУДНИ САПЁРА ВИНОГРАДОВА

Автор: Пётр КУРГАНСКИЙ
А. Виноградов (справа), Дрезден, 1951 г. 
С сослуживцами 

В этом году наша страна празднует 75­ — летие великой Победы над фашистской Германией. Для России эта дата наполнена особым смыслом. Наш собеседник Александр Васильевич Виноградов – участник Великой Отечественной войны, полковник, сапёр.

– Александр Васильевич, расскажите о себе.

– Я родился 20 августа 1925 года в деревне Александровка Калининской области, где моя семья жила до 1936 года. Затем мы переехали в город Нерехта Костромской области, где я окончил 7 классов школы.

В начале войны, воодушевлённый энтузиазмом советского народа и призывом «Всё для фронта, всё для победы!» я устроился на военный завод №533, поставлявший вооружение фронту. Там я проработал 2 года, а 10 июня 1943 года ушёл добровольцем в армию. С июня 1943 по октябрь 1944 года был курсантом Ленинградского военно — ­инженерного училища имени Алексея Жданова в Костроме.

По окончании училища мне присвоили воинское звание младший лейтенант и я был направлен на Ленинградский фронт в 134­ — й резервный полк, где получил направление в 693­ — й стрелковый Выборгский полк 178 — ­й стрелковой дивизии на должность командира сапёрного взвода.

После разгрома финской армии в 1944 году и заключения мирного договора с Финляндией 178 — ­я дивизия занимала позиции на границе СССР на случай вторжения противника. В марте 1945 года наш полк эшелоном перебросили в Латвию, где до 9 мая полк участвовал в боевых действиях 2­ — го Прибалтийского фронта.

– Какие задачи выполняло подразделение?

– Когда советские войска громили фашистов под Берлином, части Ленинградского фронта, в том числе и мой полк, вели упорные бои по ликвидации 300 — ­тысячной Курляндской группировки немецко — ­фашистских войск, отрезанных в Латвии от своих основных сил и зажатых между городами Лиепая и Тукумс.

Это была бывшая группа армии «Север», наступавшая на Ленинград с целью его захвата. Отступая под натиском наших войск, гитлеровцы взрывали за собой мосты, минировали дороги, устраивали завалы. Вся земля Курляндии представляла собой огромное минное поле. Мой взвод выполнял боевые задачи по разминированию местности и объектов, занимаемых подразделениями полка, по очистке от артиллерийских снарядов и других взрывоопасных предметов и минно — ­взрывных устройств, прокладывал проходы в минных полях, восстанавливал разрушенные мосты и дороги, обеспечивая продвижение наших сил, выполнял множество других инженерных задач.

– Вы помните 9 мая 45 — ­го?

– Да, как будто это было вчера. Весть о безоговорочной капитуляции фашистской Германии наш полк встретил салютом из всех видов оружия. Пальба продолжалась 15 — ­20 минут.

Несмотря на подписанный акт, некоторые части немцев пытались уходить в Германию морскими путями через порты Лиепая, Вентспилс, Либава. Наши торпедные катера догнали и вернули часть барж. Остатки немецких войск рассыпались по лесам.

С 9 по 31 мая личный состав полка вылавливал рассредоточившихся в лесах фашистов, которые оказывали активное сопротивление. В этот период мой сапёрный взвод выполнял задачи по разминированию аэродрома и местности расположения части от обнаруженных там мин, фугасов.

Также приходилось готовить «коридоры» в минных полях для продвижения подразделений Советской армии. Мне вспоминается одна такая операция. Наш взвод работал, прокладывая такой «коридор». Дело было ночью, мы действовали очень тихо и осторожно. Но враг решил осветить участок сигнальными ракетами и обнаружил нас, после чего открыл интенсивный огонь из пулемётов, миномётов, артиллерийских орудий. Два солдата моего взвода были тяжело ранены, операцию пришлось прекратить, но лишь на время. Менее чем через час мы продолжили разминирование и проложили два широких коридора для дальнейшего продвижения личного состава и боевой техники.

В 1946 году, после расформирования моей части, я получил назначение в 4 — ­й южно­балтийский флот, в 941 — ­ю отдельную инженерную роту. С личным составом этой роты в течение трёх месяцев мы уничтожили взрывным способом несколько сотен тысяч артиллерийских и реактивных снарядов, авиабомб и других взрывных боеприпасов. Это были складские запасы немецко — ­фашистских войск.

– Как проходила служба в послевоенные годы?

– В начале 1946 года мой отец написал письмо на имя генералиссимуса Советского Союза Иосифа Сталина с просьбой об увольнении меня из военно­ — морских сил. Письмо было переадресовано начальнику отдела кадров офицерского состава инженерной службы ВМС, просьбу отца решили удовлетворить. 4 июня 1947 года с моего согласия я был уволен в запас по семейным обстоятельствам.

10 января 1949 года был вторично призван в Вооружённые силы СССР и служил в частях Белорусского военного округа, принимал участие в разминировании местности и отдельных объектов от мин, снарядов, авиабомб и других взрывоопасных боеприпасов и уничтожении их в Пинской области. С 1950 по 1952 годы я служил в Группе советских войск в Германии, а в 1952 году по замене прибыл в Ленинградский военный округ, где служил начальником службы 14­ — го ОПулАПа.

В период прохождения военной службы я окончил 10 классов вечерней средней школы и в 1954 году экстерном – Ленинградское военно — ­инженерное училище по инженерно — ­сапёрной специальности.

В 1967 году в связи с обострением отношений между СССР и Китаем была образована комиссия главной инспекции Министерства обороны СССР, возглавляемая маршалом Советского Союза Кириллом Москаленко. Её задачей была проверка боевой готовности частей Забайкальского и Дальневосточного военных округов и восстановление укреплённых районов по всей линии государственной границы СССР с Монголией и Китаем, разрушенных реформами Хрущёва. Я входил в состав этой комиссии как полномочный представитель начальника инженерных войск Ленинградского военного округа по укреплённым районам.

С 1968 по 1973 годы, помимо плановой боевой и специальной подготовки, я занимался организацией и обучением личного состава отрядов разминирования, групп разминирования с выездом по заявкам местного населения при обнаружении взрывоопасных предметов в Кировском и Всеволожском районах, Киришах, Копорье, Рощино, Ушково, Солнечном, Зеленогорске и других населённых пунктах. За эту работу был награждён орденом Красной Звезды.

Жарким летом 1972 года на огромной территории Киришского района Ленинградской области вспыхнули лесные пожары – горели торфяники. Стихийное бедствие угрожало уничтожением населённых пунктов, гибелью людей. Для тушения пожаров были привлечены мотострелковый батальон полка Ленинградского комсомола и сапёрная рота 14­ — го ОПулАПа. Я руководил работами сапёрной роты по применению инженерной техники и взрывчатых веществ при тушении верховых и низовых пожаров. Очаги приходилось ликвидировать в сложных условиях жары и задымления. Населённые пункты были спасены от огня, многим жителям была оказана помощь. За эту работу я получил медаль «За отвагу на пожаре». В июне 1973 года я уволился из рядов Советской армии по болезни с правом ношения военной формы одежды.

– Какие ещё награды Вы имеете?

– В период военной службы я был награждён орденами Отечественной войны II степени и Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией», «Георгий Жуков», «За отвагу на пожаре», «Ветеран Вооружённых сил СССР», «Ветеран инженерных войск», «За безупречную службу» 1, 2, 3 степеней и другими медалями.

– Расскажите о семье.

– С Раисой Михайловной, моей супругой, я познакомился в Белоруссии – в городе Гродно. Это было 8 марта 1948 года на танцевальном вечере. Поженились мы 2 октября этого же года. В браке мы состояли 70 лет. У нас дочь и сын, внучка и внук. 9 августа 2018 года супруга ушла из жизни.

Находясь в отставке, я продолжал трудовую деятельность до 1996 года. Работал начальником газовой службы в Сертолово, инженером по охране труда и технике безо­пасности в тресте «Ленгазтеп­лострой» в Ленинграде.

На пенсии стараюсь вести активный образ жизни: занимаюсь садоводством, летней и зимней рыбалкой, хожу за грибами и ягодами, выполняю бытовые и хозяйственные работы. Общение с природой подпитывает меня жизненной энергией. Принимал участие в общественной жизни Сертолово, в патриотическом воспитании молодёжи.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

37