Меню
16+

«Петербургский рубеж». Информационно-аналитическая газета

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 3 от 30.01.2020 г.

НЕБО КАПИТАНА

Автор: Анна СЕРДЮК

ЛЁТЧИК ВЛАДИМИР КАРПЕНКОВ: «Я РУССКИЙ ОФИЦЕР И ПРОСТО ВЫПОЛНЯЛ ПРИКАЗ»

Наш сегодняшний собеседник часто видел землю с высоты птичьего полёта. Но, к сожалению, любоваться пейзажами не приходилось, пока выполнял опасную и трудную работу. Как крутые виражи в небе и в жизни научили ценить каждое мгновение, рассказал нашему корреспонденту сертоловчанин Владимир Владимирович Карпенков накануне годовщины вывода советских войск из Республики Афганистан.

Как известно, война – дело молодых, и требует от них мужества и твёрдости характера. Непросто было поехать в горячую точку всего через месяц после собственной свадьбы, но Родина сказала – надо…

- Я служил в полку, и когда пришла разнарядка, добровольно написал рапорт. Весь лётный состав должен был пройти через боевые действия, чтобы иметь боевой опыт. Так что рано или поздно всё равно отправили бы «за речку».

Окончив Харьковское авиационное училище с красным дипломом, Владимир отправился служить в Одесский военный округ, а затем в Забайкальский. В 1981 году старший лейтенант Карпенков в должности борттехника прибыл в Афганистан. Основной полк располагался в Кундузе, а отдельные эскадрильи в городе Файзабад. В первое время служащие жили в палатках на аэродроме, ели в основном консервы, разбирали ящики из-­под снарядов и строили бани, ходили на речку с ледяной горной водой. Каждый день экипаж вылетал на боевые операции и задания. На вертолёте Ми – 8Т сопровождали колонны с продовольствием, горючим, с личным составом, перевозили десантников и раненых, производили бомбометание. Жара изматывала и людей, и технику.

- Я скинул шестнадцать килограмм,­ рассказывает Владимир Владимирович. -­ Мы пили воду рано утром и ночью, а в течение дня терпели. На полевой кухне заваривали чай с верблюжьей колючкой, она перебивала жажду.

Из­-за разряженного жаркого воздуха двигателям не хватало сил, и приходилось вертолёту взлетать по самолётному принципу, то есть с разбега.

Суровый быт, тяжёлый климат и ежедневная опасная работа вытеснили юношеский азарт: на войне взрослеют быстро. Даже спустя много лет эти воспоминания нелегко даются моему собеседнику: «Когда стали появляться радиоуправляемые ракеты – «Стингеры» ­ пошли первые потери…». Пришлось и нашим лётчикам хитрить, они изменили тактику. Всегда летали по два борта – один атаковал, второй прикрывал, меняли маршруты полётов, чтобы не отслеживали перемещения.

А в это время в городе Могоча его жена Надежда была беременна первенцем, и только Бог знает, чего ей стоило ожидание мужа.

Вертолёт Ми­-8 Владимир Владимирович называет тружеником за его многоцелевое использование и универсальность. Как борттехник он отвечал за исправность всех частей и знал проблемные места своей «вертушки». После каждой боевой операции в первую очередь осматривали пробоины и неполадки, потому что «двигатели были настолько сильно изношены, что приходилось заливать в них боржоми солдатской кружкой. Это помогало набрать двигателю мощность за счёт испарения воды и взлететь».

В Афганистане проводили испытания бортов с полным вооружением на максимальную высоту. Когда поднимались выше пяти километров, приходилось использовать кислородные баллоны и маски. Кроме этого, у каждого члена экипажа были бронежилет, защитный шлем и штатное оружие. И негласный закон ­- последний патрон оставлять для себя. В таких условиях проходила служба Владимира Карпенкова.

В апреле 82-­го у него родилась дочь, тоже Надюша.

– Времена были тяжёлые. В магазинах не было ничего, кроме виноградного сока в стеклянных банках, ­- вспоминает Надежда Ивановна. — Но взаимопомощь и поддержка друзей очень выручали, офицеры и их жёны помогали мне с ребёнком.

В мае долгожданный муж и отец вернулся в Союз.

Но жизнь кадрового офицера не бывает тихой и гладкой. Служил Владимир Владимирович в вертолётном полку в Германии, обеспечивал связь и перевозку секретных документов. После перевода в Агалатово он летал в Псков -­ выполняли лётные задания десантной дивизии. А войны продолжались, и в 1993 году произошёл вооруженный конфликт в Приднестровье. По приказу командира Владимир Карпенков, отец трёх дочерей, вылетел в зону боевых действий. Там наш земляк перевозил на борту наблюдателей и контингент миротворческих сил.

В 1996 году в Агалатово расформировали часть и сократили полк. Уход из армии прошёл болезненно, с ощущением ненужности и невозможности содержать большую семью. Владимир Владимирович за выслугу лет и количество лётных часов получил квартиру в Сертолово. Капитан запаса устроился по гражданской специальности – слесарем в КЖБИ, где проработал двадцать лет.

Вот такая небесная география у скромного человека из небольшого шахтёрского города Тореза. Владимир Владимирович честно служил своей Родине, вырастил красавиц-­дочерей, построил дом своими руками с детской для шестерых внуков и внучек. И всегда был опорой и поддержкой своей Надежде, ведь её любовь спасала его на войне.

С семьей

С любимой женой Надеждой

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

90