ОСВОБОЖДЕНИЕ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА
Альберт Николаевич Ефремов был призван на фронт в сентябре 1942 года. Он прибыл в блокадный город, когда ему едва исполнилось 18 лет.
- Несколько раз нас пытались переправить в Кронштадт, но из-за интенсивного огня гитлеровцев это удалось сделать лишь после третьей или четвёртой попытки. Всех определили в отряд, где нас учили военному делу, флотским приёмам, азбуке Морзе. Обстрелы Кронштадта были частыми: около казарм были вырыты окопы, в которых мы дежурили во время тревоги. Учёба продолжалась месяц, и 7 ноября 1942 года мы приняли воинскую присягу.
В конце ноября была сформирована целая рота моряков и в начале декабря нас перебросили в район Большая Ижора – Лебяжье, на «малую землю», в нескольких километрах от передовой. Здесь проходила вторая линия обороны – окопы были в рост человека. Всю зиму мы находились в землянках на десять человек, внутри стояли железные бочки, в них разводили огонь и обогревали помещение.
Вахту несли днём и ночью. Зима была холодной, снежной и ветреной, вокруг простирался лес. Мы были вооружены трехлинейками со штыком и гранатами. 18 января по всему нашему фронту стоял сплошной грохот орудийной стрельбы – начался прорыв блокады Ленинграда. Нас сняли с обороны и отправили обратно в Кронштадт.
Я имел права водителя третьего класса. В Кронштадте, в учебном отряде, меня зачислили на должность водителя-шофёра. В части была автомашина ГАЗ-АА. Зимой, когда замерзал залив, мне часто приходилось ездить из Кронштадта до Ленинграда по «Малой дороге жизни», через Лисий Нос, за разными грузами – питанием, обмундированием, боеприпасами и многим другим. Эти перевозки обеспечивали группировку войск, которая позднее выходила на прорыв блокады. Автомашина была старой и часто выходила из строя. Случалось, двигатель глох на полпути от Лисьего Носа до Кронштадта, тогда мне приходилось находиться около машины всю ночь. Зажигать свет нельзя, ведь с одной стороны – позиции немцев, с другой – финны. Лишь утром приходила другая машина и на буксире доставляла меня к месту назначения.
В конце марта залив освобождался ото льда. Меня снимали с машины и ставили мотористом на катер. Все лето и осень 1943 года мы несли дежурство на полпути к Петергофу.
27 января наши войска ликвидировали блокаду Ленинграда, и часть перебазировалась в Ораниенбаум. Враг был отброшен от стен города, сообщение с Ленинградом наладилось через Петергоф и Стрельну. В нашу часть поступило несколько автомашин – Студебеккер, ГАЗ-М1, «Ford», «Chevrolet». Мне посчастливилось потрудиться на каждой из них.
За заслуги перед Родиной Альберт Николаевич Ефремов был награждён Орденом Отечественной войны II степени, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной вой-не 1941-1945 гг.», «Медаль Жукова», «За освоение целинных земель», «За безупречную службу в Вооружённых Силах СССР» I, II и III степени.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.