Меню
16+

«Петербургский рубеж». Информационно-аналитическая газета

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 7  от 07.04.2022 г.

Михаил Коновалов: «ШКОЛА ИСКУССТВ ДЛЯ МЕНЯ РОДНОЙ ДОМ»

Автор: Пётр КУРГАНСКИЙ

В 2022 ГОДУ СЕРТОЛОВСКОЙ ДШИ ИСПОЛНЯЕТСЯ 25 ЛЕТ

В марте директор Сертоловской детской школы искусств Михаил Коновалов встретил свой 60­-летний юбилей. Михаил Юрьевич возглавляет учреждение с момента его создания в 1997 году. Благодаря ему не одно поколение талантливых сертоловчан связали свою судьбу с творчеством. Наш корреспондент расспросил юбиляра о пути в профессии, достижениях и планах. 

– Михаил Юрьевич, как всё начиналось?

– Я окончил Ленинградское художественное училище имени В.А.Серова (от редакции: сегодня – имени Н.К. Рериха) по специальности учитель рисования и черчения, затем художественно­-графический факультет Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. По окончании училища работал в различных образовательных организациях, вёл активную педагогическую деятельность во Всеволожском районе. В Сертолово начинал работать учителем черчения и рисования в Чернореченской восьмилетней школе. В 1988 году по моей инициативе в Сертолово открылся филиал Всеволожской детской художественной школы, который располагался в подростковом клубе «Факел» на улице Ларина.

В нашем городе я постоянно проживаю с 1993 года. Детская школа искусств была открыта в 1994 году на базе школы №2. В то время ДШИ была полностью хозрасчётной, а в 1997 году стала муниципальной.

Нынешний, 2022 год, для нас юбилейный: Сертоловской детской школе искусств исполняется 25 лет. Мы надеемся, что осенью сможем отметить этот большой праздник. Ограничения, связанные с пандемией, постепенно ослабляются, поэтому будет здорово, если получится провести мероприятие, пригласить многочисленных гостей.

– Что сделано за эти 25 лет?

– Сделано немало. Главное – мы старались прививать нашим учащимся любовь к искусству, максимально развивать их творческие способности, оказывать содействие в выборе дальнейшего пути, в их становлении. Многие выпускники по окончании школы получают профессиональное образование, связанное с искусством. Так вернулись к нам уже в качестве преподавателей Кирилл Иванов и Ольга Стульба.

20 лет из этой четверти века мы работали в помещениях сертоловских общеобразовательных школ. Большое спасибо за эту возможность их директорам. Отдельную благодарность хочется выразить Сертоловскому центру образования №2. Изначально поддержал школу искусств первый директор второй школы Борис Леонидович Минаков, затем – Валентина Николаевна Волкова. Нельзя не отметить и Березину Маргариту Геннадьевну ­ директора Сертоловской школы №1, на базе которой и сегодня идёт наш учебный процесс. Огромную поддержку нам оказывают администрации Всеволожского района и города Сертолово.

Число учащихся постоянно растёт. В настоящее время у нас обучаются 566 детей, принять большее количество не позволяют площади.

Увеличивается и количество программ. Вот уже несколько лет мы работаем по предпрофессиональным программам в области искусств. Программы разработаны и воплощаются в жизнь на основе Федеральных государственных требований. Выпускники обязаны успешно пройти государственные экзамены. Успешно прошедшие получают документы об образовании государственного образца.

– Расскажите подробнее, в чём различие предпрофессиональной программы от общеразвивающей?

– Согласно Закону об образовании, все школы искусств сегодня имеют право заниматься именно по предпрофессиональным программам, которые предусматривают, что определённое количество выпускников должны продолжать своё образование в данной сфере.

Общеразвивающие программы предполагают меньшее количество часов в неделю по сравнению с предпрофессиональными. В санитарных правилах работы образовательных учреждений чётко указано, что на общеразвивающих программах ребёнок может заниматься не более 10 часов в неделю, а на предпрофессиональных – 14 часов.

Кроме того, предпрофессиональная программа помимо занятий в аудитории пре­дусматривает самостоятельные занятия. Таким образом, ребёнок постоянно находится в процессе обучения.

Ещё одно из главных отличий в том, что на общеразвивающие программы принимаются все дети без вступительных испытаний по мере подачи заявлений родителями. Для поступления на обучение по предпрофессиональным программам ребёнку предстоит пройти вступительные испытания. В дорожной карте по развитию дополнительного образования школы искусств – документе федерального значения – установлены показатели. Среди них есть такой, как наличие конкурса при поступлении. Конкурс должен быть не менее 2 человек на место, и каждый год количество должно расти. Но условия конкурса зависят и от того, где находится та или иная школа искусств, какова численность населения. Главное же отличие – это уровень подготовки детей к продолжению образования в среднем или высшем профессиональном учебном заведении.

– Предусмотрены ли предпрофессиональные программы в обычных школах?

– Нет. Вся их работа строится на краткосрочных общеразвивающих программах. Это ещё одно отличие. Общеразвивающая программа может быть рассчитана на более короткий срок. Наши программы долгосрочные: 5-­6, 8-­9 лет. Ребёнок проходит достаточно большой путь творческого развития.

– Ваша школа традиционно участвует во множестве различных конкурсов, ученики одерживают победы, занимают призовые места. Несколько слов об этом.

– Действительно, за прошедший период было большое количество конкурсов, олимпиад и фестивалей самого разного уровня. К юбилейной дате мы хотим подготовить информационные модули, в которых будет отражена вся история развития и успехи школы.

Говоря о наших достижениях, хочется отметить некоторые из них: мы участвуем в ежегодном Международном конкурсе науки и искусств в городе Шанхай (КНР). В этом году преподаватель изобразительного искусства Елена Коновалова получила третью премию. На международном уровне это очень высокий результат.

2 февраля во Дворе Постникова во Пскове состоялась торжественная церемония открытия выставки победителей Международного конкурса детского рисунка «Мы – дети Космоса». На выставке было представлено 89 лучших рисунков. В них дети возрастом от 5 до 14 лет старались отразить глубокие философские размышления на темы: «Я живу в Космосе, а Космос живёт во мне», «Красота – основа Космоса», «Космос глазами сердца», «Симфония Великого Космоса» и «Космос – это радуга Света».

Наши ученицы Юлия Чистова и София Терещенко (преподаватель – Елена Коновалова) смогли удивительным образом раскрыть эти философские идеи. Их работы были представлены на данной выставке.

– Особо значимым в истории школы стал 2016 год, когда учреждению было предоставлено отдельное арендуемое помещение.

– Да, именно так. Однако вопрос с площадями, которые школа искусств могла бы занимать на постоянной основе, остаётся открытым. В конце 2013 года военные передали району здание бывшего Дома офицеров. Мы надеялись, что уже 1 сентября 2018 года сможем организовать учебный процесс по новому адресу. Но, как вы знаете, подрядчик подвёл. На данный момент район провёл необходимые согласования и перепроектирование. Предполагалось, что в 2022 году придёт новый подрядчик и в течение полутора ближайших лет работы будут завершены. Но сегодня, когда ситуация в стране и мире сложная, говорить о конкретных сроках не приходится. Тем не менее надежда обрести свой постоянный дом в скором будущем остаётся. А пока мы рады тому, что у нас есть: школа занимает почти 1 000 квадратных метров, которые позволяют нам обучать детей, растить таланты. Мы благодарим администрацию, которая выделяет средства на содержание школы и оплату аренды.

– Какие отделения в школе искусств самые востребованные?

– Востребованы все три отделения. На отделении изобразительного искусства обу­чаются более 337 детей. На музыкальном ­- 138 учеников по специальностям фортепиано, скрипка, баян, аккордеон, гитара, флейта. На отделении хореографии – 48 детей.

В планах открыть новую программу – «Архитектура». В Ленинградской области такой ещё нет. Есть немало и других творческих задумок, но о них будем заявлять после успешного воплощения.

– Сколько выпускников у школы искусств за 25 лет?

– Единого стандарта выпуска у нас нет. В какой­то год это может быть 70 выпускников, в другой год – 30 и меньше. Приёмы были разные. В первый год работы школы учащихся было мало. Первоначально в её стенах учились 250­-300 детей, а выпускались 10­-15 человек. Сегодня, конечно, эта цифра выше. За эти годы получили свидетельство об образовании 872 ребёнка.

– Михаил Юрьевич, недавно Вы встретили 60-­летний юбилей. Поделитесь, пожалуйста, что ещё хотелось бы сделать для родной школы?

– Многое. Но самое важное – это, конечно, решить вопрос с постоянным помещением, чтобы преподаватели, дети и их родители могли быть уверены в завтрашнем дне – в успешном будущем наших талантливых детей.

– Что для Вас искусство, школа искусств?

– Искусство – понятие многостороннее. В нашей школе целый синтез искусств. Мы даём детям понятие классического искусства, они изучают историю искусства. Так, 16 марта этого года на базе нашей школы прошло интересное районное мероприятие – олимпиада по истории искусства. Она проходила по двум направлениям: изобразительное и хореографическое искусство. В работе жюри участвовали доцент Академии русского балета имени А.Я. Вагановой Ирина Алексеевна Пушкина и сотрудник Санкт-­Петербургского художественного училища имени Н.К. Рериха Марина Александровна Шахвердян. Они оценивали детские работы. Надеемся, что эта олимпиада продолжит свое творческое развитие.

Осенью мы планируем провести на базе нашей школы ещё одну олимпиаду, которая будет называться «Художественное двоеборье». Она будет проходить по разным направлениям. Так, на графическом направлении участник выполняет определённое задание, к примеру, набросок с натуры. На втором ­ он выполняет скульптурный этюд. Может быть и направление на тему живописи.

Школа искусств для меня, конечно, родной дом. Она была образована в 1994 году. Время было непростое. Первые три года школа существовала за счёт родительских взносов. В 1997 году, когда город стал автономным, администрация поддержала идею открытия муниципальной детской школы искусств, что и стало надёжным заделом для дальнейшего развития дополнительного образования в нашем муниципальном образовании.

Сегодня в штате школы работают 46 человек. Всеволожский район относится к школам искусств с большой заботой. Финансовых проблем мы не испытываем, каждый год нас включают в областные программы. В прошлом году от областного комитета по культуре мы получили новое пианино. В позапрошлом году также пришли серьёзные финансовые средства, которые помогли нам совершенствовать материально­техническую базу. Мы смотрим в будущее с большим оптимизмом и надеждой.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

17