Меню
16+

«Петербургский рубеж». Информационно-аналитическая газета

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 35 от 09.09.2021 г.

ШАХ И МАТ ВСЛЕПУЮ

«ОЛИМПИЙЦАМ» ПОКАЗАЛИ НАСТОЯЩИЙ КЛАСС

Не секрет, что выдающиеся мастера способны вести партию, не глядя на шахматную доску. Но есть и особый шик: сеансы одновременной игры вслепую. Именно такую игру продемонстрировали воспитанникам шахматного клуба «Олимп» 31 августа. В гости к будущим Ботвинникам, Каспаровым и Алёхиным приехал американский гроссмейстер (2004 г.), участник двух Олимпиад в составе сборной Узбекистана (2004 и 2006 г.) и XV командного чемпионата Азии (2008 г.) Тимур Гареев.

В 2017 и 2019 году Тимур участвовал в проекте «Удивительные люди». С 2014 года он выступает за США. В 2016 году дал сеанс одновременной игры вслепую на 48 досках. Сеанс продолжался 20 часов. Гроссмейстер выиграл 35 партий, проиграл 6, а 7 сыграл вничью. Этот сеанс попал в Книгу рекордов Гиннесса. Достижения гостя на этом не заканчиваются. Недавно Тимур Гареев объединил свою страсть к шахматам и парашютному спорту. Для обложки журнала «Chess Life» он совершил прыжок с шахматной доской в руках.

Гроссмейстер побеседовал с юными сертоловскими шахматистами и провёл с ними сеанс одновременной игры. Всем было интересно знать, как вообще такое возможно. Одно дело ходить по комнате, где ты знаешь каждый уголок, завязав глаза. И совсем иное – вести пусть интеллектуальную, но схватку на поле боя. По словам того же Александра Алёхина, играющий не пытается воспроизвести всю доску с её белыми и чёрными клетками и фигурами на ней. Он припоминает только какой­нибудь характерный ход. Зрительная память призывается на помощь только тогда, когда в особо критический момент нужно проверить положение, выяснить возможное заблуждение и так далее. Непосредственно перед началом значительного выступления мастер набрасывает простой план, подразделяя общее число досок на отдельные дебютные группы.

Тимур Гареев рассказал, что использует мнемоническую технику «дворца памяти». Он представляет каждую партию комнатой во дворце: «всё перед глазами: я иду на кухню и вижу гроздь бананов» – ходам соответствуют абстрактные образы.

В любом случае, независимо от того, какой стратегии придерживается тот или иной мастер, на постижение и оттачивание комбинаций и ходов нужны годы тренировок. Мозг – тоже мускул, которому необходима постоянная тренировка. Опытные шахматисты это подтвердят.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

8