Меню
16+

«Петербургский рубеж». Информационно-аналитическая газета

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 17  от 06.05.2021 г.

СЕРГЕЙ ФЕТИСОВ: «НАШ ДЕВИЗ – ТВОРИТЬ И МЕЧТАТЬ»

Автор: Пётр КУРГАНСКИЙ

ШОУ-ГРУППА «АЛЫЕ ПАРУСА» ГОТОВА К «УДАРНОЙ» РАБОТЕ

«Алые паруса» на сцене

Мы уже сообщали читателям, что шоу-группа барабанщиц «Алые паруса» приглашает в свои ряды сертоловчанок. К слову, среди её нынешних участниц уже есть прекрасные девушки из нашего города. Тем радостнее новость об открытии отделения для проведения занятий на базе МАУ «Сертоловский КСЦ «Спектр». Мы попросили руководителя Сергея Фетисова рассказать о себе и своём коллективе.

– Сергей Борисович, расскажите, пожалуйста, как Вы пришли в музыку?

– Честно говоря, с малых лет я хотел стать лётчиком (смеётся). Но однажды мой папа привёл меня к себе на работу в «Ленконцерт». Он был администратором у ВИА «Лира». Тогда я увидел, как музыканты работают вживую. В тот день я и решил, что стану музыкантом-барабанщиком. По приходу домой я соорудил свою первую ударную «установку» – из кастрюль и деталей пылесоса. После 2-х часов импровизированной репетиции всё это пришло в негодность… Родители, посмотрев на это, вскоре отдали меня в музыкальную школу. Так мечты о лётной профессии остались в прошлом. Но я постоянно летаю в своих мечтах. Но уже в музыкальных.

– Почему выбрали именно ударные?

– Барабанная установка завораживает. С её помощью барабанщик становится если не волшебником, то самой незаменимой частью всей группы: все равняются на него, ведь музыка – это прежде всего ритм. Барабаны – не единственная моя любовь… Среди любимых музыкальных инструментов ещё гитара.

– Расскажите, когда была создана шоу-группа «Алые паруса»? Каковы были идея и задачи?

– Образовалась она в начале 2019 года. До этого момента я занимался исключительно своим творчеством, играл в различных группах. Но опять же где-то рядом жила мечта создать ансамбль из девчонок – в детстве я ходил на концерт грузинского ансамбля «Мзиури», в котором играли одни девочки, и они так здорово играли, пели… Мне они очень понравились. Особенно меня восхитила барабанщица – к тому времени я уже понимал, что хорошо играть на ударных – это непросто! В другой раз, как-то на Невском проспекте увидел оркестр барабанщиц, и это было восхитительно. Есть в женском оркестре (группе) помимо музыки какая-то утончённость, грация и магия… Девушки с барабанами, в мундирах и белых сапогах смотрятся одновременно строго, торжественно и красиво… Я понял, что хочу сделать такой же оркестр. По моему мнению, барабанщицы нужны каждому городу. По сути – это лицо города. Я их называю «первый салют», ведь именно они открывают все концерты и важные мероприятия.

– Помните ли первое занятие коллектива?

– К сожалению, уже не помню… Но девушек помню всех, ведь я отдаю им столько своего времени. Хорошо обучить всем премудростям нашего дела – задача не самых из лёгких.

– Девушки какого возраста могут заниматься в коллективе? Как происходит разделение по группам?

– Мы приглашаем девушек от 12 лет ростом от 165 см. Разделение по группам идёт в зависимости от опыта, возраста и роста. При этом, поскольку мы являемся единым коллективом, группы могут быть объединены. Я не исключаю и того, что, например, маленькая, но очень талантливая девочка может принять участие во взрослом номере.

– Напомните подробнее о требованиях к кандидатурам.

– Самое главное требование – хотеть заниматься и понимать, что к занятиям следует относиться со всей ответственностью. Потом уже идут требование к способностям, росту и стройной фигуре.

– Сергей Борисович, а что по большому счёту девушкам дают занятия на барабанах? Как это им может пригодиться в жизни? Думаю, что родителям это будет интересно знать.

– Самое главное требование – хотеть заниматься и понимать, что к занятиям следует относиться со всей ответственностью. Порой приходится слышать: «Как барабаны могут пригодиться в жизни»? А что, те, кто ходит на танцы, вокал – все потом работают в «Петербург-концерте»? Становятся Вагановыми и Шаляпиными? Все потом танцуют в Мариинском театре? Любое творчество прежде всего развивает человека, делает его личность сильней. Я знаю многих девушек, для которых барабанное «хобби» стало серьёзным делом всей жизни. Обратите внимание, что девушек-барабанщиц сейчас стало больше, посмотрите YouTube – они играют в серьёзных оркестрах, группах. Очень часто они дают фору мальчишкам!

Посудите сами, кто занимается у нас серьёзно проходит как минимум курс музыкальной школы! Девушки не просто постукивают палочками, а учатся мастерству, знакомятся со всеми основами нотной грамоты, с музыкальными жанрами, стилями. Они учат те же упражнения, что и барабанщики в музыкальных училищах, знакомятся со многими видами и устройством различных барабанов и перкуссии. С этого года мы начали осваивать ударную установку. К тому же я ещё провожу для желающих (но прежде для тех, кто хорошо учится по барабанам) мастер-классы по гитаре и укулеле. Я говорю девушкам: «Хотите танцевать – танцуйте, петь – пойте! Для шоу нам всё это пригодится». Так, что по сути девушки становятся разносторонними музыкантами. При должной усидчивости и некоторой доли упорных занятий в дальнейшем девушки могут поступать в музыкальный колледж или высшее учебное заведение. То есть закрепиться в профессии. Да и если даже только для себя… Скажите, разве умение играть на каком-то инструменте это минус? Определённо нет.

– Занятия платные?

– Я считаю огромным плюсом, что в наше «за всё платное» время у нас всё для детей бесплатно. Это тоже очень важно.

– Действительно, здорово. Ну а как проходит тренировка игры на барабанах? Есть ли какие-то специальные тренажёры и какие есть упражнения?

– Да, конечно, есть. Прежде всего, мы отрабатываем всё на специальных круглых дощечках с резиновой поверхностью – учебных пэдах. Они тихие и мы никому не мешаем. У хорошего пэда отскок палочки как у настоящего барабана. И конечно, есть специальные упражнения, их масса. Не буду загружать Ваших читателей специальной терминологией, скажу кратко. Есть барабанные упражнения, которые барабанщики используют для тренировки своих навыков. Эти упражнения представляют собой определённые последовательности различных аппликатур (порядок чередования рук и ног). Кстати, есть интересный научный факт – мозговые полушария барабанщика передают импульсы друг другу гораздо быстрее, чем у обычного человека! И это понятно: обычному человеку не надо заставлять свою руку или ногу ударить в тот или иной момент два-один-три-шесть раз, а барабанщик занимается этим всю жизнь. Попробуйте отстучать простое упражнение RLRR – LRLL (R – правая рука, L – левая) долго и быстро. Уверяю вас, не у всех это получится! Такая мозговая работа способствует хорошему запоминанию, что даже помогает лучше учиться в школе, не зная проблем с памятью. Мозг, подобно мышце, требует тренировки.

– Расскажите о подаче материала.

– Стараюсь доносить девочкам материал как можно проще, образней. Периодически устраиваю экзамены. Но опять же, стараюсь всё преподносить не сухо, а с юмором. Я хочу, чтобы от занятий и концертов девочки получали радость и вдохновение. Стараюсь всячески их заинтересовать, увлечь, чтобы они полюбили музыку. Очень радуюсь, когда вижу, что у них получается и они растут, как музыканты. Первые девочки уже довольно опытны. Я вижу результат своего труда. Мне это важно.

– При первом знакомстве Вы упомянули об изучении нотной грамоты по специальной древней индийской ведической системе «Коннокол», что облегчает усвоение нотной грамоты. Что это за практика? Она применима только к ударникам?

– Нет, эта уникальная система поможет любому музыканту, независимо от вида его инструмента, грамотно играть по нотам. Само слово «Коннокол» заключает в себя сразу три смысла-действия: «Вижу, осмысливаю, действую». Говорят, что изначально это система древнеславянская, просто индусы – близкие нам братья (индоевропейская языковая семья), сумели её сохранить с древних ведических времён. Суть её в том, что ноты не просчитываются, как мы привыкли в музыкальных школах-училищах на 1 и 2 и 3 и 4 и, а видеть ноты сразу в виде отдельных групп, фраз… Допустим, одна нота – проговаривается (просчитывается) как «ТА», две – как «ТА-КА», три – «ТА-КИ-ТЭ», четыре – «ТА-КА-ДИ-МИ» и так далее. Представьте, что вы едете по нотам как на машине по дороге и видите эти «дорожные» знаки и СРАЗУ понимаете, что ехать надо с определённой скоростью, то ровно или рывками, то с остановками-паузами. Происходит чудо – вы слышите либо ритм, либо мелодию. Здорово, да? Индийцы владеют этой системой по-настоящему виртуозно.

С ней системой я чувствую себя волшебником. На моих глазах происходит чудо, которое создаётся с помощью этой системы. Например, я специально даю исписанный нотный лист новой участнице, которая и ноты может быть никогда не видела и говорю ей сыграй, пожалуйста, это. Новенькая смотрит на меня удивлённо, слегка испугано и говорит: «Я не знаю нот и не понимаю, как это сыграть». А я ей говорю: «Хочешь, ноты сейчас с тобой заговорят?». «Да». Тогда я ей объясняю принципы системы и работы. Чудо – новенькая СРАЗУ начинает просчитывать ноты правильно! Девушка сама себе удивляется, ведь минуту назад ноты для неё были иероглифами. В этот момент я радуюсь, как ребёнок! Я вижу, что увлёк её, разбудил в ней интерес. А дальше – практика и ещё раз практика.

– «Алые паруса» – рекордсмен книги рекордов Гиннеса. Расскажите, как удалось стать «частью» рекорда.

– В 2019 году, в день Санкт-Петербурга на Невском проспекте был большой праздник, на котором и ставился рекорд по самому массовому исполнению крещендо на малых барабанах. Специально для этого из Лондона приехал представитель книги рекордов Гиннесса Правин Патель, который зафиксировал исполнение 556 участников. В этом грандиозном действии звучали и наши барабаны. Мы получили специальный сертификат по данному рекорду. А 2020 год тоже был очень важным для нас – мы стали лауреатами серьёзного ежегодного международного конкурса «Ударная волна», популярного среди барабанщиков России. Наша номинация называлась «Большие барабанные шоу». Девочки, занимаясь всего год, справились с этой нелёгкой задачей

– За время с момента создания коллектив регулярно принимает участие в фестивалях и конкурсах, выступает на различных мероприятиях. На каких площадках шоу-группа выступала в предыдущем творческом сезоне? Добавила ли неудобств пандемия и ограничительные меры?

– Хоть мы существуем всего с 2019 года, коллектив много где выступал. Петропавловская крепость, Невский проспект и Кронштадт, Зеленогорск, Сертолово… Выступали на концертах и конкурсах красоты, на ярмарках и выставках в «Экспофоруме». Самое обидное, что, когда нас стали звать в хорошие солидные залы, нагрянула пандемия… Было отменено множество концертов. Девочки заслужили эти концерты своим талантом. Я очень надеюсь, что в скором времени всё вернётся на места. Иначе культура понесёт значительный урон. Для молодого поколения многое будет утеряно, а работа с подростками очень важна, ведь они – наше будущее.

– Сколько времени обычно уходит на постановку одного номера? От идеи до конечного результата.

– Это зависит от многих причин. От сообразительности и опыта участницы. От занятости в школах. Поэтому какого-то временного критерия здесь нет. Например, недавно мы почти сделали эстрадный номер, но одна девочка заболела. Все ждали, когда она поправится. Барабанщица выздоровела и номер был готов.

– Какие номера уже в репертуаре? Над какими работаете сегодня?

– В нашем репертуаре пока 3 марша, китайский и эстрадный номера. В китайском номере мы играем на настоящих огромных китайских барабанах. Они уникальны, я даже думаю, что таких по России найдётся у одного-двух коллективов. Это подарок китайской делегации. Когда мы приезжаем с ними на концерты и только начинаем разгружаться, к нам сразу проявляют большой интерес – не каждый день люди видят такие огромные барабаны.

– Каков Ваш жизненный девиз? А девиз коллектива?

– Верить в себя и быть всегда самим собой. Никогда не унывать. Ведь уныние бесполезно и опасно – этим ничего не добьёшься, но ещё сильнее усугубишь ситуацию. А у нашего коллектива два девиза. Первый: «Один за всех и все за одного». Современная школа это декларирует, но не всегда способствует этому. Я же хочу развить в девочках чувство локтя, мы же делаем одно дело! Падаем вниз, если что-то не сделали так, как надо, либо все вместе поднимаемся вверх и встречаем успех. Вместе! А второй девиз: «Творить и мечтать!». В каждом из нас заложены такие таланты, о которых мы можем и не догадываться! Я хочу, чтобы в нашем коллективе девочки раскрыли эти таланты, чтобы полученные знания пригодились им в жизни. Чтобы девочки мечтали и верили в свою Мечту! Чтобы стремились к ней. Человек счастлив, когда идёт к Мечте! Вспомните, Ассоль всё-таки дождалась исполнения своей Мечты! Даже, если по каким-то причинам она не исполнится, человек на подсознательном уровне будет счастлив от того, что шёл к ней. Хуже, когда человек её предаёт.

– Сколько сертоловчанок в составе шоу-группы?

– На данный момент их шесть. Четыре девушки являются «ветеранами» нашего коллектива. Это они своим талантом заслужили лауреатство в конкурсе. Назову их, они этого заслуживают: Клеопатра Костенко, Даша Скрябина, Лена Ринейская, Катя Банная. И вот буквально на днях пришли две новенькие – замечательные девушки Катя Гордеева и Вика Сухолейстер.

– Поделитесь творческими планами и надеждами.

– Первое, это дополнительно набрать новых девочек в наш дружный коллектив и быстро их ввести в репертуар. Творческих планов много – фантазия со мною дружит, я же «лётчик» (смеётся). Но в данный момент я их не раскрою. Давайте все будем здоровы! И ждём новых девчат!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

158