Меню
16+

«Петербургский рубеж». Информационно-аналитическая газета

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 13  от 08.04.2021 г.

ОЛЬГА КОЖЕВНИКОВА: «МОЛОДЁЖИ ВСЕГДА ИНТЕРЕСНО ТВОРИТЬ»

Автор: Пётр КУРГАНСКИЙ

О ТОМ, КАК ЛЮБИТЬ ДЕЛО СВОЕЙ ЖИЗНИ И ЗАРЯЖАТЬ ЭНТУЗИАЗМОМ ДРУГИХ

Недавно отмечавшийся День работника культуры касается не только тех, кто трудится исключительно в этой сфере. Культурный человек – человек всесторонне развитый, готовый учиться чему-то новому и делиться опытом с другими. Учитель русского языка и литературы с полным правом относится именно к таким людям. О своей жизни, работе и интересных поворотах судьбы педагог Сертоловского центра образования №2 Ольга Кожевникова рассказала нашему корреспонденту.

– Ольга Васильевна, расскажите, пожалуйста, о себе.

– Если говорить о том, когда я решила стать учителем, то это было ещё задолго до университета. Уже к четырём-пяти годам, едва научившись читать и писать, я знала, что буду педагогом. У меня была маленькая школьная доска и мел. Я рисовала на ней буквы и цифры, обучала всех своих подружек. Так что к окончанию школы никаких сомнений по поводу выбора профессии не было, я твёрдо решила – буду учиться на учителя русского языка и литературы.

Когда я поступала, произошла одна интересная история. Последним экзаменом шёл французский язык. Преподаватель французского, сидящий в комиссии, сказал мне: «Девочка, ты отлично сдаёшь экзамены. Я забираю твои документы и переношу их на кафедру романо-германской филологии на французский язык. Пока никто не знает, я тебя запишу, станешь учителем французского». Но я была тверда в сделанном выборе и отказалась.

Окончив Тюменский государственный университет, я пришла работать в свою родную школу. Мне дали 4-й класс, в котором было 43 ребёнка. Это сейчас в классах до тридцати учеников, а наш был заставлен партами так, что последних ребят было попросту не видно. Помню, что самых хулиганистых мальчишек я рассадила по разным сторонам кабинета, чтобы они не шалили. Первоочередной моей задачей было наладить железную дисциплину.

– Вам это удалось? Не было страшно, что не справитесь?

– Удалось. А почему не боялась? Да потому что был большой опыт работы вожатой: все пять лет учёбы в университете работала в пионерских лагерях: досрочно сдавала сессию и ехала работать.

– Действительно, закалка у Вас серьёзная…

– Не то слово. Закалка самая настоящая, советская. Кстати, поддерживая коллег в трудную минуту и моменты усталости, говорю им нашу речёвку из пионерского лагеря: «Нам никогда не будет 60, а лишь четыре раза по 15».

– Как давно преподаёте в Сертоловском центре образования №2? Где работали до этого?

– В Сертолово я стала работать учителем после службы в армии. Я – жена военного, поэтому пришлось отведать гарнизонной жизни, переезжая с места на место. Первое время, когда мы приехали сюда, в школах не было свободных мест. Тогда я устроилась в воинскую часть под Агалатово, выучила азбуку Морзе, стала военным связистом и работала на узле контроля. Затем перевели на Чёрную Речку.

– Значит, у Вас целых три знаковых праздника: День пионерии, День военного связиста и День учителя!

– Совершенно верно. Отслужив три года, в 1996-ом устроилась работать в школу №1. В этом году у меня двойной юбилей: 25 лет как я преподаю в Сертолово и 20 лет, как я учитель в школе №2. Сюда меня взял первый директор школы Борис Леонидович Минаков на должность заместителя по воспитательной работе.

На данной должности я работала 9 лет, параллельно преподавая русский язык и литературу. В тюменской школе до переезда в Ленинградскую область я работала 7 лет, три года была заместителем директора по учебной части и учителем. Так что долго привыкать к обязанностям не пришлось, практика уже имелась.

– Вы – организатор множества школьных мероприятий. Какие запомнились больше всего?

– И в первой, и во второй школах их было очень много. Мне всегда было интересно заниматься творчеством. Еще в детстве во дворе мы постоянно что-то придумывали, ставили какие-то сценки, спектакли. Рисовали билеты, разносили их по всей улице, приглашая зрителей. Взрослые нам аплодировали, и это было потрясающе. Год за годом любовь к творчеству только росла.

Работая в школе, я быстро нашла русло, куда направить эту энергию. На стенах моего классного кабинета вывешены фотографии со школьных спектаклей. Когда я говорю выпускникам: «Давайте я сниму часть снимков и повешу ваши», мне отвечают «Нет, Ольга Васильевна. Мы столько лет смотрели на эти фотографии. Они нам очень помогали. Если вы их уберёте, значит, уберёте и наши. Оставьте их и просто добавляйте новые». Так и получается.

Когда я работала завучем во второй школе, одно из самых ярких мероприятий было приурочено к 60-летию Великой Победы. Тогда Владимир Васильевич Веселов, который в то время был заместителем главы администрации, предложил школам провести три мероприятия, посвящённых этой знаменательной дате.

Мы задумали поразить всё Сертолово, всех ветеранов и гостей города. Нам предстояло показать финал Великой Отечественной войны, День Победы, май 1945 года. Само мероприятие проходило в стенах ГДО. Я поняла, что в качестве декораций мы должны сделать развалины Рейхстага. Вы не представляете, как кропотливо мы над ними работали. На их создание ушло несколько рулонов обоев. Учитель ИЗО Людмила Ивановна Мордасова с ребятами рисовала руины, а потом мы склеивали их в одну композицию. Всё это делалось в любую свободную минуту, даже в каникулы. С учителем труда Александром Ильичом Староверовым мы придумали, как свернуть эти огромные декорации и отнести в ГДО, не повредив их. С Еленой Владимировной Благовской и учениками 10-го класса мы их закрепляли на сцене Дома офицеров.

Нашу постановку открывал 9-классник Антон Степанов. Он выходил с противоположной стороны зала с песней «От героев былых времён» из фильма «Офицеры». Постановка продолжалась целый час, и это было грандиозное зрелище. На сцене было более 60-ти детей, которых мы готовили с Майей Владимировной Булка. Девочки под руководством учителя музыки Нины Владимировны Путинцевой пели песни. А Елена Владимировна Благовская подготовила с ребятами несколько танцев, среди которых были «Яблочко» и «Катюша». В Сертолово приехали ветераны из Всеволожского района. Как они приняли детей, как аплодировали им – я до сих пор вспоминаю эти моменты с большим трепетом.

Будучи завучем, я должна была проводить все школьные линейки. Их неотъемлемой частью являлось какое-нибудь театрализованное действо. Майя Владимировна Булка шила для детей потрясающие костюмы. Для каждого выпускного мы тоже готовили яркие представления.

Школьная жизнь должна быть интересной. Мы с учениками постоянно что-то придумываем. Всегда ставим спектакли. С девятыми классами – «Горе от ума», с десятыми и одиннадцатыми – спектакли по творчеству Николая Островского, Афанасия Фета, Анну Ахматову, Марину Цветаеву и Ольгу Берггольц. С малышами – сказки. Обязательно каждый год готовим историко-литературные композиции: ко дню полного снятия блокады Ленинграда, ко Дню Победы и другим знаменательным датам. В этом году мы с шестым классом ставили сценки по стихам Ольги Берггольц. А в зале краеведческого музея истории Сертолово ребята представили историко-литературную композицию, посвящённую подвигу десантников 6-й роты на высоте №776. Некоторые наши представления можно найти в видеозаписях группы Сертоловского центра образования №2 в «ВКонтакте».

– Вы преподаёте литературу. Какие книги Вы добавили бы в школьную программу?

– Анатолия Алексина. И вообще – больше литературы, затрагивающей вопросы морали и нравственности. Когда работаешь с этими произведениями, ученики проникаются идеей автора. Конечно, произведения Анатолия Алексина – это книги об идеалистах. А быть таким не всегда плохо.

– Есть ли среди Ваших учеников пишущие? Приносят ли свои работы, спрашивают ли совета?

– Да, есть. Этих ребят я отправляю на различные конкурсы, они возвращаются победителями. Недавно Варвара Жукова одержала победу в международном литературном конкурсе «Берег мечты». Она представила замечательные стихи. Также на этом конкурсе выступили Анна Голофаст с прозой и Вероника Чикина со стихами.

Мальчишки приходят с рэпом. Вообще многие ученики пробуют свои силы в самых разных жанрах. Кто-то просит помочь с рифмой, кому-то надо подсказать верное направление.

– Как происходит подготовка к тому или иному мероприятию? Есть ли какой-то актив из числа учеников, которые вносят свои предложения?

– Самые активные в этом плане – старшеклассники. Они обращаются к нам с уже готовыми идеями, которые остаётся только воплотить. С малышами иначе. Они учат сценарий и работают по нему. Мы учим их декламировать, правильно делать паузы, чувствовать главные слова. Когда они втягиваются в процесс, то начинают проявлять инициативу.

К сожалению, пандемия и связанные с ней ограничительные меры отняли у нас целый год. Десятые классы были очень расстроены, так как они остались без литературной постановки. А с шестым классом, которым я руковожу, сделать спектакли удалось, но в формате видеоклипов. С этим помогли родители.

– Как вам удаётся заинтересовать ребят?

– Молодёжи всегда интересно творить, достаточно только кинуть клич. Другое дело, что тяжелее заставить их прочесть произведение. Сейчас мы с десятыми классами проходим «Преступление и наказание», и моя задача состоит в том, чтобы пробудить в них интерес к непростому произведению. А впереди четыре тома «Войны и мира». Чувствую, будет непросто, но интересно!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

35