Меню
16+

«Петербургский рубеж». Информационно-аналитическая газета

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 33 от 27.08.2020 г.

С МУЗЫКОЙ ПО ЖИЗНИ

Автор: Виктория МЕЛЬНИК

О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ПУТИ ПЕДАГОГА ВИКТОРИИ ВИКТОРОВНЫ ЗАВАРИХИНОЙ

Идет урок
Первые ученики
Рояль на котором играл Ференц Лист

Живёт в нашем городе замечательный человек – Заварихина Виктория Викторовна. 46 лет своей жизни она посвятила преподаванию музыки, класс фортепиано. Сертоловчан она обучает этому искусству с 1978 года. Начиная с 2004 — ­го – в Сертоловской детской школе искусств. Сегодня, 27 августа, Виктория Викторовна празднует свой день рождения.

В сентябре педагог уходит на пенсию. «Петербургский рубеж» решил разделить с ней тихую грусть по этому поводу и в преддверии дня рождения напросился к сертоловчанке на чашку чая.

Виктория Викторовна – домосед, поэтому застать её дома не составило труда. Уже на входе в квартиру становится понятно, что здесь живут творческие люди: дверь в виде клавиатуры рояля, а между дверей нотами записан Гимн России. На стене висит портрет, который сразу нас заинтересовал.

– Портрет подарили муж с детьми и внуком к моему юбилею. Спасибо им большое! Он напоминает о прекрасной молодости. Знаете, я часто вспоминаю прошлое, и эти воспоминания помогают, вдохновляют, дают жизненные силы, которые нужны и сейчас, когда уже не надо торопиться на работу, готовиться к занятиям. Несмотря на то, что этот учебный год я встречу уже не в стенах школы искусств, в мыслях всё равно – музыка, занятия, ученики. Видимо, необходимо время, чтобы привыкнуть к новому укладу жизни.

– Виктория Викторовна, расскажите немного о себе.

– Родилась я в интернациональной семье. Отец – русский, был инженером, автором многих изобретений. Мама – полька, работала переводчиком. Познакомились они во время учёбы в Москве. По распределению попали в Днепропетровск, которому суждено было стать моим родным городом. Позже семьёй переехали в Светловодск.

В детстве, кроме музыки, профессионально занималась гимнастикой (мастер спорта) и конным спортом – конкуром (кандидат в мастера спорта). Свободного времени практически не было. В Светловодске закончила музыкальную школу, поступила в Вологодское училище. С педагогом Елизаровской Еленой Николаевной переехала в Архангельск, там и закончила училище. В Архангельске познакомилась с будущим мужем, Олегом Заварихиным, тоже пианистом. По секрету скажу, очень трудно было из Прокофьевой стать Заварихиной (смеётся).

По распределению работала в Архангельской области, в селе Шангалы. Муж, отслужив срочную службу на Чёрной Речке, остался на сверхсрочную в оркестре. Так с 1978 года мы и живём в этом микрорайоне.

За полгода до переезда муж подготовил мне 6 учеников, поэтому я смогла сразу приступить к занятиям. Деревянный клуб воинской части, где я начала работать (сейчас здесь стоит дом №18), изобиловал крысами. Нередко при их виде мы с учениками залезали на стулья или столы и кричали, испытывая страх и зовя на помощь. А потом снова возвращались к занятиям. Сейчас я вспоминаю это со смехом, конечно. Так началась моя деятельность в нашем городе.

Где бы я ни работала, везде мне везло с коллективом. Всегда встречались отзывчивые люди, настоящие профессионалы.

– Получается, Вы работаете с 1974 года?

– Я работала и до 1974 года. Студенткой подрабатывала концертмейстером, старалась быть финансово независимой. И это мне удавалось. Я вообще не понимаю, как можно жить без работы, тем более когда она тебе по душе.

Занимаясь с детьми, нужно быть готовым, что результат может быть и не таким, каким бы хотелось. Желание ребёнка научиться играть на инструменте важно, но не менее важно, чтобы родители принимали активное участие в учебном процессе.

С самого начала моей работы я старалась заинтересовать не только учеников, но и родителей. На Севере у нас с мужем был первый опыт постановки музыкального спектакля. Дети увлечённо окунались в мир музыкальной сказки, а родители с удовольствием шили костюмы, учили роль вместе с ребёнком, помогали с изготовлением декораций. Для меня всегда было важно воспитать не столько дисциплинированного ученика, сколько личность творческую, мыслящую.

Конечно, и до меня на Чёрной Речке были дети, которые занимались музыкой. Для занятий им приходилось ездить в сертоловский Дом офицеров. Приехав сюда, у командования гарнизона добилась помещения, где могла бы работать, чтобы чернореченским ученикам не было необходимости ездить на занятия на автобусе. В последующем я могла заниматься с детьми в здании чернореченской школы.

Здесь, на Чёрной Речке, силами класса мы организовывали концерты и спектакли. Проводили их в воинских частях, детских садах и школах. Со временем число концертных площадок расширилось, и мы начали выступать в музеях Петербурга и больницах. Детям выступления приносят огромную пользу в обучении – почувствовать сцену, научиться самообладанию, победить волнение очень важно.

Когда вижу своих выпускников, понимаю, что занятия музыкой для них не прошли даром. В них чувствуется одухотворённость. Это вызывает у меня чувство, несравнимое ни с каким другим. Появляется осознание, что ты правильно выбрал профессию, начинаешь получать максимум удовольствия от своей работы.

– Многими ли учениками Вы можете смело гордиться?

– Конечно. Наша страна богата талантами. И где бы я ни работала, будь то Север, будь то Чёрная Речка, Сертолово, Парголово, – везде есть талантливые дети. Я не говорю обо всех учениках. Каждый человечек индивидуален. И не всегда музыка становится его профессией. Главное, чтобы ученик понял, освоил азы музыкальной грамоты, навыки исполнения. Они никуда не денутся, пригодятся ему в жизни, будут помогать и в других профессиях. Представляете, как здорово, когда врач садится за рояль и начинает играть известную мелодию? Это вызывает восторг!

Кстати, таких выпускников­ — медиков у меня уже трое: врач Дорофеев Юра, студент и будущий врач Пелешок Андрей, Анастасия Селентьева, которая в этом году закончила медицинский институт с красным дипломом. У неё же красный диплом был и в общеобразовательной школе, и в школе искусств. Настя – очень целеустремленный человек.

Оля Соловьёва с отличием закончила школу, но отдала предпочтение иностранным языкам. Сейчас живёт во Франции.

Моя дочь занялась точными науками, но, когда приезжает к нам, первым делом садится за инструмент. Я просто удивляюсь, что по прошествии стольких лет она свободно читает с листа, с лёгкостью вспоминает свою программу.

Есть и ученики, для которых музыка стала профессией. Едемская Оля была моей первой выпускницей в Шангалах. Это Архангельская область, районный центр Устьянского района. По окончании музыкальной школы поступила в училище, затем в консерваторию. Прекрасный получился музыкант и педагог.

В 80 — ­х годах у меня училась Туманина Оксана. Отца перевели в Читу, там она закончила школу и училище, затем Московскую консерваторию. Сейчас преподает в Горьковской консерватории, классе композиции.

В Парголово родители привели 5­летнего Тимофея Яхнова. Его старшая сестра училась, а ему было жуть как интересно. После нескольких занятий поняла, что у мальчика абсолютный слух, посоветовала родителям отвезти его сразу в училище имени Римского­ — Корсакова. При училище тоже есть школа. Вырос, перешёл на кларнет, стал лауреатом конкурса «Синяя птица».

Недавно окончил школу искусств Константин Хмара. В этом году он заканчивает 11 класс и имеет большое желание обучаться музыке дальше.

Конечно, это не все выпускники. Их много. И каждый со своей судьбой. Если рассказать обо всех, наверное, получится увесистый фолиант.

– Что Вы считаете главным в своей жизни?

– Наверное, главным в моей жизни было и остаётся желание постоянно учиться. Детские «почемучки» остались у меня навсегда. Любознательность рождала огромный стимул в моей работе. Нисколько не гнушалась спросить «почему» у коллег, обращалась и к ведущим преподавателям Санкт — ­Петербурга. Знаете, обычно именитые педагоги не препятствуют желанию молодых специалистов пройти у них стажировку, практику. Щедро делятся своим опытом. У меня остались очень добрые отношения с Владиславом Пейсаховым, ведущим преподавателем фортепиано в хоровом училище им. М. Глинки; Алексеем Мыльниковым, петербургским композитором; Рогалёвым Игорем Ефимовичем, моим преподавателем по Вологодскому училищу, а сейчас профессором Санкт — ­Петербургской консерватории. Благодаря им я осваивала новые подходы в педагогике. Так что училась постоянно.

Всегда интересовалась и интересуюсь музыкальными новинками. Вот что точно буду делать на пенсии – это чаще посещать концерты, спектакли. В последнее время это делать было некогда. Наверстаю упущенное с лихвой!

– Вы точно решили перестать преподавать? Может, будете заниматься с учениками в индивидуальном порядке? Наверняка, работа, которой Вы посвятили 46 лет, просто так Вас не оставит…

– Вы правы, желающие продолжать со мной заниматься, есть. Но по состоянию здоровья я уже не могу уделять им столько внимания, как раньше. Не буду загадывать, но, конечно, иногда уроки хотелось бы проводить. Ведь это дело всей моей жизни.

Уверены, ещё много учеников ждёт Вашей поддержки, как и много родителей, которые с удовольствием примут Ваши наставления по обучению своих детей музыке. Хотели бы Вы оставить напутствие на страницах нашей газеты?

– Я читаю много методической литературы. Много хороших, грамотных работ по педагогике уже написано. Не ставлю себе целью написание своих, но задумки есть. Говорить о них, конечно, рано. Но желание, честно говоря, есть.

Напутствие одно – заниматься. Заниматься упорно, много. Заниматься не просто вызубриванием музыкального текста, а осмысленно, зная, что конкретно тебе надо сделать к следующему уроку, внимательно читать задание. Новые навыки, полученные на занятии с педагогом, закреплять дома. Тогда будет прогресс, тогда и педагогу будет работать легче и результат будет гораздо выше. Ведь самому ученику приятно, когда у него что – то получается, когда можно выступить перед родителями, гостями, одноклассниками не в рамках запланированного концерта, а просто так, по велению души.

Желаем Виктории Викторовне долгих лет жизни, крепкого здоровья, не скучать на пенсии, обретать вдохновение повсюду и находить ему применение, которое станет логическим и прекрасным продолжением стольких лет работы в педагогике. Пусть музыка окружает Вас и даёт силы дарить свой опыт и свои знания. Пусть и не в учебном классе. Спасибо за Ваш труд, Виктория Викторовна!

С Бедросом Киркоровым Великий Новгород
С Костей Хмара

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

33