Меню
16+

«Петербургский рубеж». Информационно-аналитическая газета

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 15 от 23.04.2020 г.

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ШКОЛЕ

Автор: Ольга БЕРЕСНЕВА

Учитель обществознания, заместитель по УВР Наталья Валерьевна Позднякова 

О ТРУДНОСТЯХ НАЧАЛЬНОГО ПЕРИОДА И ПУТЯХ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Заслуженный учитель России — русского языка и литературы Лилия Васильевна Баталова за работой 

Которую неделю страна живёт в режиме самоизоляции, соблюдая все меры, предписанные новыми нормами и правилами, адаптироваться к которым приходится всем. Наиболее сложные, прямо скажем, революционные преобразования коснулись школьного образования.

СОГЛАСНО УКАЗУ

После весенних каникул с 6 апреля по 30 апреля 2020 года все учащиеся переведены на дистанционное обучение, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 239 «О мерах по обеспечению санитарно­эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID­ — 19)».

И пока школьники были на каникулах, педагогические коллективы готовились к работе в новых условиях дистанционного режима организации образовательной деятельности, что полностью перевернуло привычные представления об учебном процессе.

Дистанционное обучение – способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся.

Подготовительная работа велась с учётом методических рекомендаций Министерства просвещения Российской Федерации и во избежание хаоса и неразберихи включала в себя разработку чётких правил применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

МОНИТОРИНГ ГОТОВНОСТИ

Одновременно был проведён мониторинг готовности школы к дистанционному обучению: кадры, ресурсы, образовательные платформы и технические возможности. Необходимо было понять готовность детей, учителей, родителей к переходу на дистанционный формат и просчитать все риски.

По итогам мониторинга стало понятно, что возможно реализовать не одну, а три модели организации дистанционного обучения.

Первая модель – полная. В этом случае учитель проводит полноценный урок в режиме реального времени: он объясняет материал, и в этот момент проводится трансляция, во время которой возможна обратная связь.

Вторая модель – комбинированная. Ученики получают задания в электронном журнале, работают по бесплатным электронным и бумажным учебникам. Учитель проверяет работы и ставит оценки в электронный дневник.

Третья схема разработана для тех, кто не может выйти в Интернет. Школьник получает задания по телефону, затем самостоятельно выполняет работу и сообщает о результатах учителю.

Из состава администрации были назначены приказом по школе ответственные за реализацию организации дистанционного обучения в классах. Вся необходимая информация, в частности телефоны горячих линий, размещена на сайте школы и в электронном журнале.

АЛГОРИТМ РАБОТЫ

Был разработан следующий алгоритм работы педагогического коллектива и сотрудников по реализации дистанционного обучения:

- Педагоги и сотрудники работают удалённо на дому.

- При крайней необходимости организации работы возможно посещение школы педагогами и сотрудниками. Возможна и работа учителя непосредственно в кабинете при строжайшем соблюдении всех профилактических мер (наличие маски, дезинфекция рук и рабочего места, соблюдение расстояния не менее 2 метров при общении друг с другом).

- Педагогам и сотрудникам 65 лет и старше необходимо строго соблюдать режим самоизоляции.

- В случае необходимости школа может предоставить технику для дистанционного обу­чения – эти вопросы решаются в индивидуальном порядке с администрацией школы.

- Расписание согласуется с завучами, ответственными за организацию дистанционного обучения в параллели.

- Учёт проведённых занятий учитель фиксирует в своём личном электронном или бумажном журнале, выставляет оценки и записывает темы в электронный журнал. Учёт необходим для выявления охвата всех обучающихся и проведения занятий в различных формах.

- Дистанционный режим также распространяется и на дополнительное образование (кружки, секции и пр.).

- Учителям необходимо чётко определить взаимодействие с КАЖДЫМ учеником и родителем.

- Важным моментом является то, что все дети должны получить итоговые оценки и перейти в следующий класс.

- Особое внимание уделяется подготовке к ГИА.

- Электронная почта учителя должна быть доступна ученикам и родителям.

РЕСУРСЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА

В реализации дистанционного обучения используются следующие ресурсы:

- Электронный журнал – Дневник.ру. Это основной источник информации для получения заданий и контроля их выполнений.

- Различные образовательные платформы. «Якласс» – более полутора триллионов заданий по 15 школьным предметам, ЕГЭ, ОГЭ, ВПР. Для учителей предусмотрена возможность составлять свои задания и обмениваться ими с коллегами. Родителям доступна информация об успеваемости: «ЯндексУчебник», «Российская электронная школа» и многие другие.

- Социальные сети, где создаются группы классов, кружков, педагогов, выкладывается вся необходимая информация, идёт общение.

- Мобильная связь – чаты, смс, звонки для постоянного контакта с педагогами.

- Официальный сайт школы – информация, официальные документы, полезные ссылки в разделах «Безопасность», «Дополнительное образование», «Психолого — ­педагогическое сопровождение», «Вопрос — ­ответ директора школы».

Удалённое обучение включает в себя онлайн­лекции, материалы для самостоятельного изучения, упражнения для закрепления пройденной темы и домашнее задание.

Школьники получают учебные материалы онлайн, выполняют задания, отправляют их на проверку, им выставляют оценки. Одно видеозанятие проходит не дольше 20 минут, максимально информативно. Платформы имеют чаты, где каждый школьник может задать вопросы учителю.

На практике в первый же день пришлось столкнуться со множеством проблем и, прежде всего, технических.

Не выдержал нагрузки «Дневник.ру». В срочном порядке пришлось создавать группы каждого класса в социальной сети «ВКонтакте».

ПИЛОТНЫЙ РЕЖИМ

Анализ ситуации первого дня показал:

- Из­ — за большой нагрузки зависает электронный журнал «Дневник.ру».

- Нет единой хорошо работающей платформы. Рекомендованные образовательные ресурсы не справляются с нагрузкой.

- Отсутствует необходимое современное техническое обеспечение как у детей, так и у учителей.

- Было сложно сориентироваться и отработать механизмы взаимодействия.

- Не все ученики могут самостоятельно изучать новый материал.

- Сложно проверять работы.

- Многие родители выполняют работу за детей, поэтому объективность результатов под вопросом.

Серьёзные проблемы возникают с детьми, которые не хотят учиться и ищут любой повод и любые причины, чтобы не выполнять задания, перекладывается ответственность на учителя.

Возросла нагрузка на учителей с 5:00 до 7:00 утра до 23:00 — ­1:00 ночи. Подготовка, проверка. 50% учителей стали принимать успокоительное.

Родители в свою очередь также озвучивают проблемы с выполнением домашних заданий, особенно с учениками начальных классов, которые не все самостоятельно владеют компьютером.

Конечно, трудности начального периода дистанционного обучения ещё не закончились, но постепенно к новой форме начинают привыкать и ученики, и учителя, и родители.

По материалам работы педагогического коллектива ССОШ №1 во главе с директором Маргаритой Геннадьевной Березиной 

Вова познаёт новую науку — дистанционное обучение :)

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

57