Меню
16+

«Петербургский рубеж». Информационно-аналитическая газета

05.04.2019 14:27 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 13 от 04.04.2019 г.

«СВОЙ ПЕРВЫЙ БОЙ Я ПОМНЮ ДО СИХ ПОР»

Автор: Ольга БЕРЕСНЕВА

О героях былых времён

Василий Иванович ЛЕБЕДЕВ, участник Великой Отечественной войны, кавалер орденов Красной Звезды, Отечественной войны I и II степеней, полковник в отставке из поколения героев, вставших на защиту своего Отечества в июне 41-го.

Путь кадрового военного пролёг через войну. По фронтовым дорогам он на самоходке добрался до Берлина и расписался на стенах рейхстага.

Родился Василий Лебедев 23 декабря того самого 1923 года. Его одногодки почти полностью полегли в годы Великой Отечественной войны. В прошлом году нашему земляку исполнилось 95 лет.

Только с третьего раза его взяли на фронт, да и то сначала отправили учиться в Челябинское танковое училище, после окончания которого он и попал в самое пекло – на Орловско-Курскую дугу.

- О Курской битве написано много книг, наше направление было очень тяжёлым. В атаках участвовало по 100-150 танков, и мы отбивали их, стреляя из 150 мм артиллерийского орудия, его снаряд пробивал броню «Тигров», — говорит ветеран.

Свой первый бой он не может забыть до сих пор, впрочем, как и многое другое из своей фронтовой жизни. Спустя 70 с лишним лет Василий Иванович вспоминает, как вытаскивал раненых товарищей из подбитой самоходки, как тушил пожар и спасал горевшую машину.

- Раненых и убитых уложил рядом в окопе и вернулся тушить пожар огнетушителем, а потом бросил на броню дымовую шашку, чтобы обмануть противника. Немцы перестали стрелять по машине, видя, что она горит, дым валил густой, чёрный.

После тяжёлых кровопролитных боёв и переформирования части Василий Лебедев воевал на Белорусском фронте и прошёл Речицу, Гомель, Жлобин.

Весь фронтовой путь механик-водитель сидел за рычагами управления в своей самоходке, выполняя приказы командира.

- Экипаж состоял из пяти человек: два заряжающих, наводчик, командир и механик-водитель. Машина была нашим домом, и, пока идёт бой, никуда из неё не денешься. Бой мог продолжаться всего час, а иногда целый день воевали на одном месте, и вся наша артиллерия, танки, самоходки держали линию обороны, лишь бы не пропустить противника.

Забывали о еде и отдыхе, питались сухим пайком, который выдавали на три дня: сухари, тушёнка, даже конфеты были.

По дороге на Берлин Василий Лебедев был ранен.

- Шёл обстрел, а у машины левая гусеница забарахлила, я вылез посмотреть, что с ней, и тут меня зацепило. Получил осколочное ранение в правую ягодицу, но машину и свой экипаж не бросил, а, усевшись на подушку, которую раздобыли мои товарищи, ещё три дня водил самоходку. Это уже потом меня заменили, но из части я не выбывал. Чтобы не задеть нерв, врачи не рискнули извлекать осколки, которые до сих пор во мне сидят. С годами старая рана даёт о себе знать, особенно на погоду.

После взятия Берлина нас отправили в Дрезден…

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

13