Меню
16+

«Петербургский рубеж». Информационно-аналитическая газета

11.04.2019 10:11 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 14 от 11.04.2019 г.

КОСМОС И СУЕВЕРИЯ

О вере в приметы и самоотверженный труд

В нашем городе живёт много замечательных людей, которым посчастливилось быть очевидцами и участниками великих событий в истории нашей страны. Один из них — давний друг редакции сертоловчанин Виталий Черных, который проходил службу на Байконуре во время подготовки легендарного полёта Юрия Гагарина. Накануне Дня космонавтики Виталий Азарьевич делится с нашими читателями интересными деталями, которыми была полна служба на космодроме.

Как возникают приметы

- На Руси издавна существует множество примет. И мало найдётся людей, кто в них не верит.

24 октября 1960 года на ракетном полигоне (ныне космодром Байконур) произошла катастрофа: на старте загорелась ракета Р16. 24 октября 1963 года в результате загазованности в шахте возник пожар, которые унёс жизни 8 человек. После этого дата была занесена в «чёрный список» и 24 октября никогда не проводились работы на старте.

На полигоне все были в какой-то мере суеверны. Даже Сергей Королёв, как правило, обходил понедельники.

После полёта Юрия Гагарина подполковник Владимир Никулин в узком кругу сослуживцев рассказал интересную историю о приметах, в эпицентре возникновения которых он оказался сам.

Значение имеет каждая деталь

В августе 1960 года был запущен космический корабль с собаками Белкой и Стрелкой на борту. Животные успешно возвратились на землю и вошли в историю космонавтики. Полётное задание перед запуском готовил подполковник Никулин. Когда он обратился в машбюро, чтобы напечатать задание, там не оказалось хорошей бумаги. Времени на поиски не было, и он решил, что будет печатать на второсортной бумаге с желтизной. Никто из членов государственной комиссии не обратил внимания на качество бумаги.

В декабре 1960 года были запущены два спутника с животными на борту, и оба запуска были неудачными.

9 и 25 марта 1961 года были запущены космические корабли с животными и антропометрическими манекенами. Оба корабля успешно вернулись на землю. Тогда государственная комиссия приняла решение о запуске космического корабля с человеком на борту.

Ради успеха

Владимир Никулин вместе с представителем фирмы Королёва готовит полётное задание. В машбюро перед ним лежат две стопки бумаги: белая мелованная и второго сорта, с желтизной. На какой бумаге печатать?

Все сомнения развеяла машинистка Шачнева Маша:

- Владимир Алексеевич, что тут думать? Ясное дело, надо печатать на жёлтой бумаге, чтобы было всё хорошо.

Так и сделали. Взял он отпечатанные листы и пошёл собирать подписи членов государственной комиссии. У всех начальников было приподнятое настроение и нужные подписи он собрал без всяких осложнений. Осталось обойти трёх человек: генерала Мрыкина, главного конструктора Королёва и председателя госкомиссии. Начинать надо с Мрыкина. И тут Владимир Алексеевич дрогнул и пожалел, что поверил в примету. Генерал был крайне суровым и требовательным. Среди полигонщиков ходила легенда и была сформулирована единица «нагоняя»: один «мрык» равнялся десяти «втыкам» от своих прямых начальников. Острословы шутили: кто получил «мрык», тому ад не страшен.

Перед входом к генералу подполковнику Никулину захотелось в ад… Но служба и ответственное дело требовали зайти в этот кабинет. Он глубоко вздохнул и открыл дверь.

- Товарищ генерал, прошу подписать историческое полётное задание.

Мрыкин посмотрел на документ, пролистал его, поднял голову.

- Ты что, не мог найти получше бумаги для исторического документа?

Владимир Алексеевич выстрелил заранее заготовленным ответом:

- Товарищ генерал, по статистике всякий раз, когда мы печатаем полётное задание на хорошей бумаге, происходят аварийные пуски, а когда на этой, плохой, они удачные. И я, когда готовил это задание, решил не рисковать. — подполковник, произнеся текст скороговоркой, выдохнул.

Генерал уже более спокойным голосом спросил:

- Это ты точно? Ну… насчёт статистики?

- Так точно, товарищ генерал. Математика — наука точная.

Мрыкин взял ручку и подписал документ.

Главный конструктор и председатель госкомиссии посмотрели на все подписи и утвердили задание, не сказав ни слова.

Историческая ценность

И где теперь этот исторический документ на жёлтой бумаге… Ведь это не только история нашей страны, но и всего человечества. В сложные для России времена многие вещи, связанные, в том числе, и с полётом Гагарина, были распроданы. Так, листок с обращением к землянам, написанный космонавтом от руки, на аукционе Сороса в 1995 году ушёл в частные руки. А ведь этим документам нет ни материального, ни денежного эквивалента. Разве можно оценить в деньгах чувство простой машинистки, печатавшей то историческое полётное задание, и боевого генерала, не раз глядевшего в глаза смерти, и поверившего, что даже качество бумаги может повлиять на полёт.

Так хотелось всем, чтобы всё закончилось благополучно. И это свершилось благодаря самоотверженной работе всего советского народа и в первую очередь тех, кто верил не приметам, а своему труду, таланту конструкторов и героизму нашего соотечественника Юрия Алексеевича Гагарина.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

11