Меню
16+

«Петербургский рубеж». Информационно-аналитическая газета

11.10.2019 15:36 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 40 от 10.10.2019 г.

СЕРДЦЕ МУЗЫКАНТА

Автор: Яна КУЗНЕЦОВА

ОБ УДИВИТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ ТАЛАНТЛИВОГО СЕРТОЛОВЧАНИНА

«Петербургский рубеж» не перестаёт пополнять свою коллекцию историй об интересных, необычных, подчас просто невероятных судьбах жителей нашего города. Об одном из сертоловчан, жизнь которого полна перипетий и поисков себя, мы расскажем нашим читателям.

ПЕРВЫЕ ШАГИ И МУСЯ

Олег Саркисов родился в интернациональном, пёстром и высококультурном Баку накануне Дня Победы в 1952 году. Семья будущего музыканта жила напротив лютеранской церкви, а закадычный друг Рома, дружба с которым длится уже полвека, ­ напротив православной. Папа, Саркис Саркисянц, получивший в 1958 году звание заслуженного артиста, работал замдиректора Бакинской филармонии и руководителем оркестра, хотел видеть юного Олега скрипачом, поэтому юноша успешно прошёл программу по классу скрипки.

Но душа всё­таки тяготела к ударным инструментам. Когда юноше было 15 лет, отец ушёл из жизни. И будущий барабанщик забросил скрипку.

Прирождённые барабанщики обладают магической силой превращать любые предметы в инструмент. Свой первый барабан Олег сделал из стула, положив на него лист фанеры. Друзья Олега увлекались музыкой в стиле «Битлз» и организовали ансамбль. Им нужен был ударник. Ребята собирались во дворе и играли для соседей.

Спустя время закончил ударное отделение музыкального училища. В учебном заведении не было эстрадно­джазового направления. Только ксилофон и малый барабан. Олег стал читать специальную литературу, самостоятельно постигая различные доступные в то время приёмы.

Однажды возле оперного театра Олег шёл со своим педагогом. И тут учитель сказал:

«Ой, Муся идёт!». Навстречу им шёл сам Муслим Магомаев. Так Олег познакомился и пообщался с великим артистом Советского Союза. Как вспоминает наш герой, Магомаев был очень приятным человеком с богатой душой.

АРМЕЙСКАЯ МУЗЫКА

После окончания училища Олег ушёл в армию. Но и там призвание не оставило его. Он попал в штатный оркестр Ставропольского училища военных лётчиков. На базе оркестра, в котором играл на малом барабане, образовалось джазовое трио. Пианист был из Пятигорска, трубач из Москвы. Во время увольнения парни ходили на танцплощадки с живой музыкой, чтобы пообщаться с матёрыми музыкантами.

Главная потеря в жизни человека ­ это потеря родных. Двадцатилетний Олег ещё отдавал долг Родине, когда пришло известие, что ушла из жизни его мама.

Родственники приютили у себя убитого горем Олега.

ПЕРВАЯ РАБОТА И МАЛЕНЬКИЕ ЛЮДИ

Нужно было работать, учиться обеспечивать себя самостоятельно. В Баку приехал на гастроли коллектив карликов с эстрадным представлением с акробатическими и театральными этюдами. Маленькие люди пели и танцевали. В составе Московского мьюзик­холла лилипутов было 37 человек, и им нужен был ударник. Работающий в филармонии друг Олега порекомендовал его руководителю коллектива.

Получив первую тарификационную ставку, Олег проработал с ними год. Объездил много городов Союза. Поезда, самолёты, гостиницы ­ романтика кочевой жизни артиста увлекла молодого музыканта. Он покупал в детских отделах карликам одежду, а они заботились о нём. Когда однажды он сильно простудился в Хабаровске, приносили ему лекарства и горячий суп.

Расставался Олег с ними тяжело. Напоследок обнялся с артистами. Никогда больше они не встречались.

С ДЖАЗОМ ПО МИРУ

Следующим этапом в жизни музыканта стала работа в ростовской оперетте, в оркестровой яме. Но уйти оттуда пришлось из­за низкой зарплаты. По воспоминаниям Олега Саркисовича, девушки кордебалета, сверкающие яр­ким бриллиантом на сцене, в обычной жизни были ничем не примечательны, с трудом сводили концы с концами, и музыканты иногда их даже подкармливали.

Затем Олега пригласили в Московский балет на льду. Для оркестра из 15 человек прямо на льду сооружали подиум, с подмостков которого музыканты аккомпанировали выступающим. Очень важно было играть «ногу­в­ногу», держать темп, так как артисты, выступающие на льду, могли сбиться и испортить весь номер. С ними Олег объездил всю страну, все дворцы спорта Советского Союза ­ от Риги до Владивостока.

Однажды после выступления в Казани к нему подошёл руководитель оркестра Казанского государственного ансамбля песни и пляски и пригласил в свой коллектив, оркестр из 12 человек, который собирался гастролировать. Олег был в поиске себя, ему постоянно хотелось новизны в искусстве, поэтому с удовольствием согласился.

С ними Олегу Саркисовичу довелось выступать и в Концертном зале имени Чайковского. И там же Олег познакомился с великой певицей, народной артисткой СССР Людмилой Зыкиной. Как вспоминает Олег Саркисович, она была простой и очень доброй женщиной. На работу она приезжала на серой «Волге», которую водила сама.

В 1978 году Олег ушёл в джаз­рок группу «Слайды». В то время это направление музыки звучало особенно свежо, на выступлениях всегда были аншлаги. Во время гастролей группы в Армении Олега уговорили перейти в один из лучших джазовых оркестров СССР ­ джазовый оркестр Армении под управлением Константина Орбеляна. В составе этого знаменитого коллектива Олегу довелось работать на одной сцене с Ларисой Долиной, у которой тогда ещё не было сольной программы, и с сёстрами Зайцевыми. Оркестр объездил почти всю Европу и даже выступал месяц в Иране.

Однажды бывший художественный руководитель хабаровской филармонии, у которого жена была сочинской армянкой, пригласил Олега поработать в Сочи в концертном зале «Красная гвоздика», которым на тот момент руководил.

Музыкант согласился и год проработал, выступая с различными артистами в варьете. Среди тех, с кем посчастливилось выступать Олегу Саркисовичу на одной сцене, была и Лайма Вайкуле.

СУДЬБОНОСНАЯ ВСТРЕЧА

­ Мой друг окончил консерваторию в Ленинграде. Он женился, и его семье выделили квартиру. Они пригласили меня к себе погостить. Промозглым и слякотным мартом я приехал и остановился в гостинице «Советская». Мы гуляли по питерским улочкам, любовались красотой творения Петра. 21 марта я должен был уже уезжать, но в один из последних дней, возвращаясь в гостиницу через Комсомольскую площадь, увидел одиноко стоящую девушку, которая, притоптывая от холода, кого­то ожидала. Хотел уже пройти ко входу в метро, но ноги почему­то понесли меня к ней. Как оказалась, её подруга, с которой они договорились встретиться, не пришла. Так я познакомился со своей будущей женой Татьяной. 31 июля мы уже сыграли свадьбу. Мне было 29 лет, я потерял голову, забыл, что нужно возвращаться в Сочи, – вспоминает Олег Саркисович.

Он остался со своей суженой. И до сих пор супруги живут в мире и согласии, сохраняя любовь друг к другу.

Первое время мужчина работал грузчиком, а местный участковый даже хотел помочь устроиться рабочим на завод. Затем Олег связался с коллективами Ленинграда и продолжил свою музыкальную карьеру. Через объединение музыкальных артистов, к которому относились все ансамбли города, можно было оформиться в любой коллектив. ОМА контролировал все выходы музыкантов на сцены любого заведения, там же работали особисты, инспекторы, которые приходили на концерты и проверяли репертуар.

В Ленинграде Олег познакомился с Сергеем Курёхиным, который тогда был ещё студентом Ленинградской консерватории и стал для него настоящим другом. Он пригласил Олега принять участие в джаз­фестивале. Тогда было модно увлекаться джаз­авангардом. 2 месяца шла подготовка в одном из залов консерватории. К репетировавшим музыкантам заглядывал и будущий композитор Игорь Корнелюк. Он приходил и просто слушал.

Олег Саркисович вспоминает, что Сергей Курёхин был новатором, был «мичуриным в музыке». В своём проекте «Поп­механика» музыкант объединил три направления: джаз, рок и классику. И ежегодный международный апрельский фестиваль «СКИФ» («Сергей Курёхин и фанаты») посвящён памяти талантливого музыканта и композитора.

ОСТЕПЕНЕНИЕ МУЗЫКАНТА

Сейчас Олег преподаёт в музыкальной школе вСанкт­Петербурге по своей программе для тех, кто хочет за 2 года освоить мастерство ударных инструментов. Чтобы ученики впоследствии работали не только в клубах, но и смогли готовиться к большой сцене, заниматься нужно каждый день. Как говорит Олег Саркисович, заниматься один раз в неделю ­ это то же, что раз в неделю есть. Занятия должны быть регулярными и столь же необходимыми, как пища. И дома, и на репетиционных площадках.

Олег Саркисович регулярно занимается на одной площадке с такими коллективами, как «Кукрыниксы», «Аматори», «Стигматы» и многими другими известными разным поколениям слушателей группами, увлечёнными разными стилями в музыке людей.

К сожалению, в Сертолово нет такого зала, где опытнейший музыкант мог бы преподавать науку ударных инструментов нашим горожанам.

Ни постоянные гастроли, ни выступления не изменили Олега, не сделали пьяницей, не утянули в омут наркотиков, как бывает, к сожалению, со многими, кто вкусил все прелести кочевой жизни артиста. Он сохранил в себе то достоинство, которое отличает благородного человека старой закалки, доброту и мягкость сердца.

Конечно, поначалу расставание с большой сценой он переживал тяжело. Но потом понял, что любит преподавать. Наверное, это потому, что любит людей. И всю свою жизнь продолжает помогать людям. У Олега Саркисовича были ученики, с которыми он занимался бесплатно. Один из них был из многодетной семьи. Его ругали за это. Но по­другому он не мог.

О ПАТРИОТИЗМЕ

­ В каждом историческом отрезке времени естьчто­то хорошее и что­то плохое. Мы, как нас называют, «совки», не слышали слово «патриотизм». Свою Родину любили молча. И было чем гордиться, и было то, чего стыдились. Мы другие. Люди из провинции не отличались по поведению, уровню воспитания и достоинству от тех, кто всю жизнь прожил в столицах. Каждый чувствовал себя не просто человеком, а Гражданином великой страны. Не было ни дискриминаций по национальному признаку, ни ксенофобии и шовинизма. Мы находили общий язык.

Хотелось бы, чтобы и сейчас представители молодого поколения любили свою до сих пор необъятную Родину, независимо от того, где они живут.

СЛЫШАТЬ КАЖДОГО И МЕЧТАТЬ

­ Когда собирается коллектив музыкантов, сразу видно, у кого какие способности и характер. Они начинают репетировать, работать на сцене. И всё может быть вроде хорошо. Идёт творческий процесс. И идёт он до тех пор, пока есть дружба, понимание. Как только начинаются недовольства, это первый шаг к развалу коллектива. Заканчивается дружба ­ постепенно распадается и коллектив. Они ещё работают. Бывает так, что музыкант слабый. Но его берут, потому что он близок по духу. Опытные музыканты его подтянут. Зато будет одна слаженная команда. Музыканту нужен слушатель, зритель. Каждый артист ждёт своего зрителя не для похвалы, а чтобы люди отдохнули, почувствовали и выразили свою реакцию. Во время выступления проходит обмен энергиями, необходимый артисту, как воздух, — говорит Олег Саркисович, рассказывая, что, когда играет, он слышит, как звучит каждый в ансамбле, как музыкант исполняет свою партию, будь то гитарист или клавишник.

ЧТО ТАКОЕ СЧАСТЬЕ

Примером для Олега всегда был Серафим Саровский, который говорил, что на земле давно идёт война. А на поле боя гибнут человеческие сердца. И музыкант всегда старался сберечь своё, сохранить теплоту сердца, быть человечным. Бог должен быть в каждом человеке.

- Счастье для меня — это когда родители живы и здоровы. А самое значимое — это руки матери, которая дала мне столько тепла и ласки. К сожалению, это чувствуется в более позднем возрасте. Своим друзьям, которые намного меня младше, я всегда это говорю. Друзья мои! Как бы вы ни были заняты, почаще навещайте своих родителей. Целуйте матерям руки. Потом их не будет, а ощущение сиротства может быть не только в раннем возрасте, но и остаться в более позднем.

«Петербургскому рубежу» о нашем герое рассказал барабанщик группы «AMATORY» Даниил Светлов:

­ Олег Саркисов ­ высокопрофессиональный, любящий своё дело музыкант с огромным багажом знаний и умений, которыми он с радостью делится со своими студентами. И, конечно, нельзя не упомянуть то, насколько он приятен в общении и добр по отношению к другим людям.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

278