Меню
16+

«Петербургский рубеж». Информационно-аналитическая газета

27.09.2018 14:28 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 38 от 27.09.2018 г.

ПРОФЕССИОНАЛЫ СВОЕГО ДЕЛА

В канун дня работников дошкольного образования «Петербургский рубеж» побывал в детских садах нашего города. Именно здесь юные сертоловчане готовятся сделать первые шаги на пути в мир знаний, а мы знакомим наших читателей с теми, кто помогает им на этом пути.

РАБОТА С ДЕТЬМИ – ЭТО ОБРАЗ ЖИЗНИ

Людмила Станиславовна Панкратьева, воспитатель детского сада комбинированного вида №3 в ЖК «Новое Сертолово» рассказала, почему судьба ребёнка зависит от мудрости, доброты и терпения взрослых.

- Почему Вы выбрали эту профессию?

- Большое впечатление на меня произвела моя первая учительница – Алла Анатольевна Александрова. Тогда мы жили в городе Острове Псковской области. Со временем я поняла, что маленькие дети мне намного интереснее, чем школьники. Они непосредственные, забавные, очень любопытные и благодарные.

В 1996 году окончила Санкт-Петербургский педагогический колледж и вернулась в город Остров, где и начала свою трудовую деятельность воспитателя. Потом судьба забросила нашу семью на Камчатку, где мы прожили 17 лет. Затем был перерыв в работе: я растила своих троих деток. Затем снова вернулась в профессию. В Новом Сертолово работаю ровно год и выпустила одну группу.

- Что Вы считаете своим высшим достижением в работе с детьми?

- То, что дети меня помнят. Когда я улетала с Камчатки, мои малыши, которых я набирала с младшей группы, переходили уже в старшую группу. Так вот, спустя 2 года их родители прислали мне видеоклип об их выпуске из детского сада со словами: «Наши дети Вас до сих пор помнят и шлют большой привет».

- Ваши основные принципы работы?

- Детей нужно любить; не подчинять, а сделать так, чтобы они сами хотели слушать тебя; не стоять НАД детьми, а быть с ними рядом – в игре, в занятиях и во время всего дня. Чем больше участвуете в их играх, тем им интереснее с Вами; строгость должна присутствовать в воспитании, но она не должна превратиться в злость.

- Какие планы на будущее?

- Я учусь на заочном отделении ЛГУ имени Пушкина по специальности «Логопедия».

- Как любите отдыхать? Ваше хобби?

- Увлечений у меня много, было бы только на них время. Люблю активную жизнь: летом со своими детьми катаемся на велосипедах, ходим в лес за грибами и ягодами, зимой бегаем на лыжах и коньках, сама вожу машину. Люблю путешествовать, слушать музыку и танцевать. Иногда хочется посмотреть какой-нибудь отечественный фильм или просто побыть в тишине.

- Сейчас много авторских программ, методик, инновационных подходов к воспитанию ребёнка. Какие из них Вам ближе всего?

- Мне очень интересны методики с использованием блоков Дьенеша и «Игры Воскобовича». Очень хочется использовать их в своей работе. Они способствуют развитию мелкой моторики, а вместе с ней и речи детей, воображения, нестандартного мышления. Их можно использовать для развития математических способностей и для обучения чтению через игру.

- Работа в саду – это, скорее, образ жизни, мышления. Ведь даже если у воспитателя выходной, он всё равно готовится к занятиям…

- Вы правы – это действительно образ жизни. Воспитатель всегда на связи. Родители могут позвонить или отправить СМС со своими вопросами, что-то сообщить. В выходные мы всегда заняты подготовкой к новой неделе, распечатываем необходимый материал, что-то сочиняем и придумываем. А уж когда дело идёт к праздникам – даже приходится задерживаться на работе. И в такой ситуации обделёнными вниманием остаются собственные дети. Вот такая у нас работа.

- Современному дошкольнику некогда отдыхать. Детский сад, кружки. А как можно ребёнку снять стресс после трудового дня?

- Действительно, современным детям не позавидуешь. Иногда родители хотят дать ребёнку слишком много – кружки, секции. А ведь не все дети способны вынести такую нагрузку. От этого у детей и возникают стрессы. А крики, плач, истерики – это следствие, защитная реакция организма. Могу посоветовать родителям не включать компьютерные игры для того, чтобы ребёнок успокоился: этим можно сделать только хуже. Лучше поиграйте с ним в спокойную игру, порисуйте красками, дети это очень любят. Самые маленькие ужасно любят рисовать пальчиками! А перед сном просто полежите с ним рядом и прочитайте ему добрую сказку.

- Что бы хотели пожелать родителям?

- Больше времени проводить вместе с детьми, интересоваться их переживаниями, увлечениями, читать им книги, не увлекаться компьютерными играми, вкладывать в них только доброе и хорошее, плохое в жизни они ещё встретят от других людей. А близкие должны дарить им только свою любовь!

Пользуясь случаем, хочу поздравить наш замечательный коллектив, а в их лице и всех, кто работает с детками с Днём дошкольного работника. Здоровья вам, огромного счастья, семейного благополучия, успешной, интересной и любимой работы. Пусть она доставляет только радость.

С ЛЮБОВЬЮ К ДЕТЯМ

В 2018 году от Комитета по образованию администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области воспитателю Чернореченского детского сада комбинированного вида Екатерине Борисовне Палёной была вручена грамота за многолетний и добросовестный труд в воспитании и обучении детей дошкольного возраста.

- Екатерина Борисовна, где Вы получили педагогическое образование?

- Окончила я Ленин-градское педагогическое училище им. Н.А. Некрасова по специальности учитель начальных классов в 1987 году. После этого непрерывно трудилась в детском саду. Под руководством заведующей Ирины Павловны Кацай работаю с 1993 года, а в новом здании Чернореченского детского сада — со дня его открытия.

До этого наше дошкольное учреждение занимало первый этаж жилого дома, а пять лет назад детскому саду построили красивое, уютное и тёплое здание. Мы всем дружным коллективом его украсили и оформили, и дети с радостью и удовольствием приходят к нам.

- Сейчас существует множество методик работы с детьми, которые постоянно меняются и совершенствуются. В каком направлении работаете Вы?

- Наш сад является инновационной площадкой. Работаю в группе комбинированной направленности, которое имеет логопедический компонент. Половина детей моей группы имеют тяжёлые нарушения речи. Для работы с такими детьми прошла специальные курсы и постоянно повышаю квалификацию, осваиваю новую методику, которая направлена на развитие речи детей.

- В чём особенность новой методики?

- Особенность заключается в том, что мы занимаемся развитием речи детей через музейную педагогику. У нас организован мини-музей. Готовим детей в качестве экскурсоводов. В одной из военно-патриотических экспозиций находятся фотографии наших земляков, прошедших Великую Отечественную войну.

При организации музея одним из первых экспонатов была фотография отца заведующей нашего детского сада Павла Васильевича Горбалетова, который прошёл всю войну. Также мы сотрудничаем с Общественной организацией «Совет ветеранов» Сертолово. Они помогли создать экспозицию в память о блокаде Ленинграда

- Что, по Вашему мнению, самое важное в воспитании детей?

- Как бы банально это ни звучало, нужно стараться понимать детей. Исходить из их интересов, учитывать их. Без любви к детям педагог перестаёт быть педагогом.

- Каким должен быть современный воспитатель?

- Воспитатель обязан идти в ногу со временем, владеть информационными компьютерными технологиями, знать новые методики, современных авторов, писателей и музыку.

- Чем отличается воспитание одного-трёх детей от воспитания большой группы?

- Организация. Если педагог может организовать троих детей, то далее количество уже не имеет значение. Очень важно держать на себе их внимание.

- Как завоевать доверие детей, стать авторитетом для них?

- Мы должны быть честны перед детьми. Нужно быть и строгим, и справедливым. Дети всё видят и понимают, чувствуют сразу, внимательно к ним относишься или нет. Если ребёнок не чувствует защиту, то завоевать его доверие сложно. Он всегда будет хотеть домой. Очень важна атмосфера в коллективе. Наши дети очень дружны. Они возвращаются с летних каникул с радостными объятиями. Это очень здорово, это значит, что они соскучились друг по другу и нашему детскому саду.

- Отличаются ли современные дети от детей прошлых выпусков?

- Поколение родителей изменилось больше и сложнее, чем поколение детей. Современные доступные технологии очень изменили дошкольников.

Некоторые родители стали меньше уважать педагогов. И не только в детском саду. Родители должны поддерживать авторитет педагога в глазах детей. Детский сад – это одна большая семья, и педагоги и родители должны работать в тесном сотрудничестве и взаимопомощи.

Стараюсь сотрудничать с родителями, быть с ними в доверительных отношениях. У меня и при расставаниях с детьми прошлых выпусков оставались тёплые отношения с их родителями. Со многими общаемся и даже дружим. Приятно, когда родители вспоминают тебя с теплотой по прошествии многих-многих лет, узнают. Я тоже помню детей всех своих выпусков. Всего у меня их было семь. Детям моего первого выпуска уже по 30 лет. Теперь мои воспитанники приводят ко мне своих детей. Готовлю и своего внука к поступлению в наш детский сад.

- Есть ли у Вас пожелания для родителей?

- Будьте терпимыми. Не торопитесь — дети быстро вырастут, и период, когда ребёнок постоянно нуждается в маме, очень быстро проходит. Они вырастают, отдаляются от родителей. Цените это время. Старайтесь откладывать какие-то дела и занимайтесь больше ребёнком. Время, проведенное с ним, пока он маленький, самое ценное для родителей.

ИДТИ В НОГУ СО ВРЕМЕНЕМ

Незадолго до нашей встречи Любовь Валерьяновна Алексеева, воспитатель детского сада комбинированного вида №2 на ул. Молодёжной, отметила юбилей. Мы от души её поздравляем и просим рассказать о себе и о своей профессии.

- Любовь Валерьяновна, расскажите о себе. Как долго вы работаете в Сертолово?

- Я окончила 4-е педагогическое училище в Ленинграде. По распределению попала в военно-медицинскую академию, где несколько лет работала воспитателем детского сада для детей военных. После того как вышла замуж, уехала в Германию, там у нас родились дети – сын и дочь.

Почему выбрала эту профессию? Самое главное – я очень люблю детей, мне интересно проводить с ними время, чем-то их увлекать, учить их чему-то новому и, конечно, видеть результат этих стараний. Как приятно, когда они – уже школьники — приходят к нам, а родители благодарят за те знания, которые мы дали их детям и которые помогают ребятам хорошо успевать в школе. Бывшие воспитанники не забывают нас. В Сертолово я работаю 6 лет.

- Сколько групп Вы выпустили?

- На самом деле всего одну. Но это в силу производственных обстоятельств: за прошедшие годы работы у меня были и младшие группы, и старшие, постоянно чередуясь между собой. Но полностью довелось вести только одну группу.

- Как, по-Вашему, что в профессии воспитателя является самым сложным? С какими трудностями приходится сталкиваться?

- Трудности встречаются в любой работе. Но мы преодолеваем их, идя в ногу – и семья, и воспитатель. Ведь только действуя сообща, мы выпустим ребёнка, полностью подготовленного к школе. Любящие и заботливые родители хотят видеть рядом с детьми таких же любящих, заботливых и профессиональных воспитателей.

- Позволяет ли Ваша профессия проявлять себя творчески?

- Конечно! Мы постоянно в творчестве, каждый день придумываем разные новые игры для детей, несмотря на то что у нас богатый опыт и забав и так достаточно. Привносить что-то своё – это же так интересно! Возьмём хотя бы детские утренники. Какие только роли я не играла на них! Была и Дедом Морозом, и бабой Ягой, и Водяным – список персонажей можно перечислять очень долго.

- Какой Вы видите профессию воспитателя в далёком будущем?

- Вопрос непростой. На курсах очень интересно узнавать о том, как проходит воспитание детей в странах Европы. С другой стороны, становится ясно, что не все способы и методы, практикуемые за границей, приживутся у нас. Наши программы мне нравятся больше, да и режим дня и занятий в группах у нас составлены очень продуманно. Очень важно, когда в детском саду работает дружный коллектив, как у нас. Сейчас, после открытия нового детского сада, добавилось нагрузки, но мы всё преодолеем.

- Мы с вами разговариваем в тихий час. Легко ли удаётся уложить детей отдыхать, или есть такие бодрые ребята, которые готовы играть сутки напролёт?

- Да, есть и такие. Со всеми приходится действовать по-разному: кому-то расскажешь сказку, кому-то споёшь песенку, кого-то покачаешь на руках. Иногда приходится прибегать к хитрости. Например, одна девочка плачет, берёшь её на руки и спрашиваешь, что случилось. Она отвечает – хочу к маме. Говоришь ей: давай сегодня я буду твоей мамой. И вот она уже улыбается, вот она уже успокоилась и заснула. А иногда говорим детям так: тот, кто уснёт самый первый, может не спать весь тихий час.

- Расскажите немного о себе, о своих родных и близких.

- Мой папа врач, мама — работник торговли. Бабушка с дедушкой – учителя. Дедушка преподавал в университете, бабушка – в школе. Дочь работала в медицине, но для неё это оказалось слишком тяжело морально. Мой муж военный пенсионер. У нас три внука, самому старшему скоро будет 10 лет, самому младшему нет ещё и месяца. Мы собираемся вместе при любой возможности. Часто, когда встречаемся, занимаемся консервированием. Причём не столько для себя, сколько дарим друзьям, соседям и знакомым.

- Какой Ваш жизненный девиз, кредо?

- Всех любить. Всегда улыбаться и не показывать своего плохого настроения другим. Это особенно важно в такой профессии, как наша.

КОГДА ЛЮБИМОЕ ДЕЛО ПРИНОСИТ РАДОСТЬ

Елена Алексеевна Володина, воспитатель «СОШ «Сертоловский центр образования №2»: "Когда человек ощущает себя востребованным, мы со спокойным сердцем доверяем ему заботу о самом дорогом – о наших детях!".

- Каким должен быть хороший воспитатель, которому будет легко с детьми, а детям будет интересно с ним?

- Самое главное – воспитатель должен любить детей, и дети не должны его раздражать. Любовь — это первоисточник всего. Важно понимать детей, в какой-то степени быть на их уровне, быть для них другом. Если ты говоришь с ребёнком один на один, то нужно делать это не с высоты своего роста, а присесть, чтобы видеть его глаза.

- Что могут сделать родители, чтобы помочь ребёнку наладить контакт с воспитателем и группой?

- Нужно довериться воспитателю и воспринимать его как союзника в важном общем деле. Иногда родители бывают очень насторожены, как самые настоящие «ёжики». Приходится убеждать, что мы здесь для того, чтобы их ребёнку в детском саду было хорошо и комфортно. Дети очень тонко всё чувствуют. Если они видят, что папа или мама относятся к воспитателям с недоверием, они и сами начинают беспокоиться.

- Видно ли по ребёнку опытным взглядом, как он будет осваиваться в саду?

- Да, это можно разглядеть. Бывают дети, которым трудно раскрыться, трудно налаживать контакты с одногруппниками. Если такой ребёнок тебе доверится, он будет стараться быть как можно ближе к тебе. Но в конечном итоге дети понимают, что им рады и никто не хочет их обидеть, что их любят.

- Дети – непоседливый народ. Как сделать, чтобы они Вас слушались?

- Во-первых, есть понятие доброй строгости. Я работаю в основном с детьми старшего дошкольного возраста. С самых первых дней мы с ними говорим о правилах. Ведь вся наша жизнь – это череда правил, и никуда от этого не деться. Мы учим: «Относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе».

- Часто ли дети подходят к вам просто пообщаться, поделиться чем-то? Какие они – нынешние дошколята?

- Очень часто. Есть дети, которые любят тактильное общение. Им нужно, чтобы их обняли. Они объясняются в любви и хотят обязательно услышать, что и их тоже любят. Таких детей очень много. Какие современные дошколята? За исключением познания в технике и электронике, они абсолютно такие же, как и мы, когда были в их возрасте.

- Почему решили стать воспитателем?

- Я из семьи потомственных педагогов. Моя мама работала в детском саду, и я всегда знала, что буду воспитателем. Тем не менее жизнь внесла свои коррективы. У меня незаконченное техническое образование. Я вышла замуж за военного, мы уехали в Свердловск, где я закончила физико-математический факультет педагогического вуза, но пошла работать в детский сад. У меня 37 лет стажа. В Сертолово работаю 5 лет. Здесь у меня было уже 3 выпуска. И моя дочь продолжила семейную династию – она педагог дополнительного образования, работает в детском саду.

- Ваше кредо в работе с детьми. Чему вы стремитесь научить их, что хотите дать им?

- Любовь. Любовь к ближним, любовь к Родине, к своим друзьям. Если есть любовь, всё становится по силам.

- Общаетесь с бывшими воспитанниками?

- Да, и очень часто. Бывают очень интересные случаи. Несколько лет назад мы с мужем гуляли по берегу Финского залива. Мимо проезжала девушка на велосипеде. Вдруг она останавливается и кричит своим родителям: «Это же мой самый любимый воспитатель!». А один из моих выпусков создал группу «ВКонтакте».

«РЕБЁНОК НУЖДАЕТСЯ В БЕЗУСЛОВНОМ ПРИНЯТИИ»

В преддверии 27 сентября педагог-психолог детского сада №1 Лилия Александровна Родина рассказала, как пришла в профессию, которой посвятила 20 лет.

- Лилия Александровна, как вы пришли в профессию?

- Образование получала в СПбГУ по специальности «Биолог». Я с детства была увлечена наукой о человеке. Психология близка к биологии, и на тот момент, когда я решила получить и психологическое образование, она была относительно новой наукой, чем меня и привлекала. Первым местом работы в Сертолово стала начальная школа №1. Здесь я работала с детьми 7-9 лет, проводила диагностику, профилактику, коррекционную работу. Это был очень позитивный опыт. Первые годы работы подвели меня к выводу, что оценивать ребёнка — неправильно. В плане школьных оценок это допустимо, но во всём остальном взрослые должны знать, что ребёнок для нормального развития нуждается в безусловном принятии.

- Потом вы поменяли место работы?

- Психологами доказано, что во избежание «профессионального выгорания» человеку необходимо хотя бы раз в пять лет менять место работы. Работала психологом-консультантом в «Спектре». Сейчас основное место работы — детский сад №1.

- Чем занимаетесь с дошкольниками?

- Основная часть работы ведётся с детьми, посещающими группы компенсирующей направленности с особыми возможностями здоровья. К сожалению, тенденция такова, что с каждым годом детей, нуждающихся в помощи специалиста в области психического здоровья, становится всё больше. Причин этому много: генетика, экология, неправильный образ жизни родителей и другие.

- Одна из наиболее распространённых проблем, с которой сталкиваются дошкольники и их родители, — это адаптация к детскому саду. Как вы помогаете им с ней справляться?

- Конечно, эта проблема касается многих. Я стараюсь дать понять родителям, что это нормально и что дети нуждаются в их помощи и поддержке. Конечно, есть категория детей, которым в садике, в большом коллективе некомфортно. Такие зачастую удовлетворяют все свои потребности дома, в том числе и в общении. Однако ребёнку необходимо развивать коммуникативные навыки, иначе в школе ему придётся совсем нелегко. Ведь если к учебной нагрузке добавятся проблемы с выстраиванием отношений в коллективе, то тут родителей ждут проблемы куда более серьёзные. Поэтому они должны проявлять должное внимание к переживанием малыша и мудрость. Важно объяснить, что в детский сад он приходит в гости, что вечером учреждение закрывается и воспитатели так же, как и вы, его родители, спешат к своим детям домой. Со своей стороны стараюсь находить время, чтобы уделить внимание детям, которым сложно расстаться с родителями. Мы можем с ними побеседовать тет-а-тет, прогуляться и поиграть вместе в моём кабинете. Обычно это помогает.

- Что пожелаете своим коллегам в ваш профессиональный праздник?

- Дорогие коллеги, чуткие, понимающие, ранимые, мудрые, терпеливые, заботливые! От всей души желаю позитивного настроения, личного счастья, вдохновения в работе, взаимопонимания с родителями своих воспитанников, достойной зарплаты и отличного здоровья.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

102