Меню
16+

«Петербургский рубеж». Информационно-аналитическая газета

12.07.2018 10:47 Четверг
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 27 от 12.07.2018 г.

ЧТО НАДО ЗНАТЬ О РЕЧИ РЕБЁНКА

Актуальное интервью с детским логопедом-дефектологом

Овладение родным языком является одним из важнейших приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не даётся человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребёнок начал говорить. И потом из него получился русский или англичанин, француз или талыш. Не окончательно, но – изначально. Поэтому взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно и своевременно. Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна. Число малышей с различными речевыми нарушениями год от года растёт. В помощь сертоловским родителям мы поговорили на эту тему с опытным дефектологом-логопедом Ольгой Бутаковой.

Визитная карточка

БУТАКОВА (Шагова) Ольга Владимировна родилась на острове Котлин. В 2004 году окончила Государственный педагогический университет имени Герцена, факультет коррекционной педагогики (сурдопедагогика). Магистр. В том же году получила дополнительное образование по специализации «Преподаватель высшей школы». Регулярно проходит курсы и семинары по повышению квалификации. Ведёт занятия с детьми от 1 года, с дошкольниками, а также с младшими школьниками, имеющими различные диагнозы, связанные с нарушением развития речи. Проводит коррекционные занятия над такими познавательными процессами, как мышление, память, внимание, восприятие. Имеет опыт работы с детьми с нарушенным слухом.

О нашей собеседнице

- Ольга Владимировна, почему вы решили стать логопедом-дефектологом?

- Прежде чем я поняла, что моя профессия – это моё призвание, я прошла через непростой опыт. Наверное, мне не очень повезло, что в самом начале профессионального пути я попала работать в государственный детский сад. Я была сильно впечатлена работой со сложными детьми и попросту… испугалась.

На какое-то время я ушла из профессии, но волею судеб мне довелось два года поработать в детском доме, где мои взгляды кардинальным образом поменялись. Я поняла, что нужна именно в своей профессии. Что мне доставляет большую радость помогать детям. Я продолжила работать логопедом в школах и детских садах. В какой-то момент пришло осознание, что, работая в государственном учреждении, приходится много времени и сил тратить на порой совершенно ненужную бумажную волокиту, вместо того, чтобы реально заниматься с детьми. Бороться с этой системой бесполезно, поэтому я ушла и вот уже пять лет работаю частным образом. Я открыла два кабинета развития речи в Осиновой Роще и Новом Сертолово, где занимаюсь с малышами, нуждающимися в моей помощи.

Большая проблема

- Детей с нарушениями речи становится всё больше. Как вы думаете, с чем это связано?

- Нарушение развития речи – это комплексная проблема, при которой страдает не только звукопроизношение, но и интеллектуальные способности ребёнка. Причины её разные. Ключевая – педагогическая запущенность, когда ребёнком попросту не занимаются, дают ему много времени проводить у компьютера и с различными гаджетами. Вторая причина диаметрально противоположная, — когда родители слишком усердствуют с развитием ребёнка. Здесь им «помогают» маркетинговые уловки и навязанные социальные стереотипы. С года родители начинают форсировать события и предлагать ребёнку заниматься по карточкам. Однако как специалист могу развеять миф о пользе раннего развития – до двух лет дети не готовы воспринимать плоские картинки. Если вы хотите рассказать ребёнку про кабачок, дайте ему в руки настоящий овощ, который он сможет потрогать и понюхать.

Я не люблю статистику, но однозначно на сегодня сложилась тенденция к замедленному темпу физического и интеллектуального развития малышей. Современные дети приходят к специалисту по развитию речи с целым комплексом проблем. Именно поэтому логопед-дефектолог часто работает в паре с психологом.

Нарушения речи передаются на генетическом уровне. Есть версия, что ситуация, которую мы сегодня имеем, — это расплата за послевоенное время, когда будущим матерям не могли провести необходимые исследования, женщины вынашивали детей как получалось. К сожалению, прогнозы специалистов на будущее неутешительны.

Только без паники!

- Многие молодые родители, столкнувшиеся с проблемами развития речи у ребёнка, приходят в растерянность и не понимают, где грань между нормальным развитием и развитием с нарушением, требующим вмешательства специалиста. Ситуацию усугубляют всевозможные «советчики», особенно в интернете, у которых «Ваня заговорил сам в 5 лет» или «Лена в два года читала стихи Пушкина». Что Вы думаете на этот счёт?

- Конечно, современным родителям не просто сориентироваться в огромном количестве информации, которая теперь как никогда стала доступна каждому. Но никто не говорит о том, что родитель должен знать всё на свете. Есть специалисты, которые могут дать грамотный ответ на родительский вопрос.

ОРЗ на ранних и поздних сроках беременности, неблагополучные роды, кесарево сечение, инфекционное заболевание на первом году жизни – всё это ситуации, из-за которых ребёнок попадает в зону риска. Родителям таких детей нужно, как говорится, держать руку на пульсе и внимательно следить за развитием малыша.

Чаще всего родители обращаются с проблемой к логопеду много позже, чем необходимо. В государственных детских садах логопедические группы существуют только для детей с пяти лет. Хотя давно доказано, что в таком возрасте начинать работать с нарушением речи уже слишком поздно. Не зря же неврологи, разглядевшие проблему у двухгодовалого ребёнка, рекомендуют родителям незамедлительно обратиться к специалистам по развитию речи. А в детских домах логопеды-дефектологи работают с детьми в возрасте от года.

В два года ребёнок, не имеющий нарушений развития речи, начинает выстраивать фразы, мальчики иногда позже – в два с половиной. Если к трём годам ребёнок не заговорил, это повод не просто идти к специалистам, а бежать и надеяться, что ещё не поздно исправить ситуацию!

Совет для родителей

- Что бы вы посоветовали сертоловчанам-родителям как специалист?

- Мне часто приходится напоминать родителям, что мы живём не в деревне, а в Санкт-Петербурге, где есть множество грамотных специалистов. Не стоит ограничиваться походом в поликлинику к одному врачу, если вас тревожит проблема, связанная со здоровьем и развитием вашего ребёнка. А мои общие рекомендации для современных родителей очень просты: больше играйте с ребёнком, не относитесь строго к его желанию познать мир вокруг себя, доверяйте своему родительскому чутью и не пренебрегайте консультациями специалистов.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

156