Меню
16+

«Петербургский рубеж». Информационно-аналитическая газета

21.06.2018 16:14 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 24 от 21.06.2018 г.

ДЕНЬ ПАМЯТИ И СКОРБИ

Слово – сертоловчанину, участнику Великой Отечественной войны

Каждый год всё дальше отделяет нас от трагических событий истории нашей страны прошлого века. Уходят из жизни его непосредственные участники и свидетели, воспоминания которых становятся для нас неоспоримым доказательством мужества и героизма наших дедов и прадедов. Сертоловчанин Василий Иванович Лебедев, участник Великой Отечественной войны, кавалер орденов Красной Звезды, Отечественной войны I и II степени, полковник в отставке. Он тоже из поколения героев, вставших на защиту нашего Отечества в июне 1941 года. И сегодня — ему слово.

Будьте знакомы

Нашему земляку-фронтовику минуло 90, совсем скоро новая юбилейная дата, а он сохраняет ясность ума, военную выправку и манеры галантного мужчины.

Его путь кадрового военного от материнского порога пролёг через войну. И по фронтовым дорогам он на самоходке (самоходная артиллерийская установка – Прим. ред.) добрался до Берлина. А там — расписался на стенах Рейхстага(!).

Родился Василий Лебедев 23 декабря 1923 года. Того самого, родившиеся в котором мальчишки почти полностью погибли в горниле Великой Отечественной.

Кстати, Василия только с третьего раза взяли на фронт. Да и то, сначала отправили учиться в Челябинское танковое училище, после окончания которого, он и попал в самое пекло – на Орловско-Курскую дугу.

Наша справка

Легендарная операция на Орловско-Курском направлении являлась составной частью Курской стратегической оборонительной операции, спланированной и осуществлённой для срыва летнего наступления немецких войск в рамках их операции «Цитадель». Продолжалась с 5 по 23 июля 1943 года.

- О Курской битве написано очень много книг. Помню, что наше направление было самым тяжёлым. В атаках на нас участвовало по 100-150 гитлеровских танков, и мы отбивали их, стреляя из 150 мм артиллерийского орудия. Удивительно мощное орудие — его снаряд легко пробивал броню немецких «Тигров», — рассказывает ветеран.

Живая память

Свой первый бой он помнит до сих пор, впрочем, как и многое другое из своей фронтовой жизни.

Спустя 70 с лишним лет Василий Иванович вспоминает, как вытаскивал раненых товарищей из подбитой самоходки, как тушил пожар и спасал горевшую машину.

- Раненых и убитых я уложил рядом в окопе и вернулся тушить пламя огнетушителем, — вспоминает Василий Иванович. — Потушил. А потом бросил на броню дымовую шашку, чтобы обмануть противника. Немцы перестали стрелять по машине, видя, что она горит и дым валит густой, чёрный…

…После тяжёлых кровопролитных боёв и переформирования части Василий Лебедев воевал на Белорусском фронте и прошёл Речицу, Гомель, Жлобин.

Долгая дорога на Берлин

Весь фронтовой путь механика-водителя он сидел за рычагами управления в самоходке, выполняя приказы командира.

- Наш экипаж состоял из пяти человек: два заряжающих, наводчик, командир и я — механик-водитель, — ветеран и сегодня помнит все детали своей фронтовой биографии.

- Машина была нашим домом. В ней мы спали, в ней шли в бой. Пока идёт бой, никуда из неё не денешься, забывали и о еде, и об отдыхе. А бой мог продолжаться пару десятков минут или час, а иногда целый день… И вся наша артиллерия, танки, самоходки держали линию обороны, лишь бы не дать противнику прорваться. Питались мы обычно сухим пайком, который выдавали на три дня: сухари, тушёнка, даже конфеты были.

По дороге на Берлин Василий Лебедев был ранен.

- Шёл обстрел, и тут вдруг у машины левая гусеница забарахлила, — прикрывая глаза, рассказывает фронтовик. — Я вылез посмотреть, что с ней не так, и тут-то это случилось, и тут меня зацепило. Получил осколочное ранение в правую ягодицу. Но машину и свой экипаж я не бросил, а, усевшись на подушку, которую раздобыли мои товарищи, ещё три дня водил самоходку. Это уже потом меня заменили, но из части я не выбывал. Чтобы не задеть нерв, врачи не рискнули извлекать осколки, которые до сих пор так во мне и сидят. Только с годами старая рана даёт о себе знать, особенно на погоду.

После Великой Победы

- После взятия Берлина нас отправили в Дрезден, — вспоминает Василий Иванович, — а потом я окончил Казанскую высшую офицерскую бронетанковую школу, служил в Венгрии, а затем в Баку.

Работал на целине, и с июля 1956 по март 1957 годов командовал колонной в составе 250 машин, на которых вывозили урожай целинного хлеба.

Служил заместителем командира батальона по технической части, из Кировобада был направлен в Германию, а в 1964 году прибыл в 271-й полк в Сертолово, где и завершил свою службу в 1969-м.

Уволившись в запас, Василий Иванович ещё долгое время работал: сначала на заводе Климова начальником группы на производстве вертолётных моторов, а затем — в Академии связи, где пользовался большим авторитетом и уважением, о чём свидетельствуют почётная грамота и благодарственное письмо от руководства военно-учебного заведения.

Своими воспоминаниями о войне Василий Иванович нередко делится с молодёжью, выступает в школах и в частях Сертоловского гарнизона, нацеливая нынешнее поколение солдат и офицеров на получение образования, овладение новыми знаниями.

В нынешнем году фронтовик принял участие в торжественном митинге по случаю празднования Дня Победы и выступил перед земляками на Сертоловском мемориале.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

19