Меню
16+

«Петербургский рубеж». Информационно-аналитическая газета

22.11.2018 10:57 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 46 от 22.11.2018 г.

ВЕТЕРАНЫ ВСПОМИНАЮТ СВОИХ МАМ

Душевный разговор со слезами на глазах

Накануне Дня матери в Совете ветеранов состоялась встреча, на которую собрались женщины, чей большой жизненный путь и активная общественная работа вызывают уважение и благодарность многих и многих людей.

Гостем ветеранов уже не в первый раз стала кандидат психологических наук Ирина Камынина. На этот раз было предложено поговорить о том, какие материнские наказы звучали в те времена, когда все собравшиеся были ещё детьми или подростками.

- Обычно мы чаще рассказываем о себе, своих детях и внуках, но в жизни каждого из нас самый важный человек, начало всех начал – это мама.

Давайте вспомним наших мам. Какими они были, какими качествами они наградили каждого из нас, и что в жизни вы сохранили от своей мамы, — сказала Ирина Владимировна.

Разговор получился душевным и очень трогательным, со слезами на глазах, воспоминания задели самое сокровенное, разбередили душу и воскресили в памяти образ мамы, дорогой и немеркнущий. Все истории получились очень разные и в основном трагические, ведь практически через все судьбы прошла война.

Лариса Романовна:

- Уходя из жизни, мама дала нам с сестрой такой наказ: любите друг друга!

Она была очень добра к людям и умела женщин делать красивыми и счастливыми. Она работала парикмахером и клиенты всегда благодарили её за работу.

Мама пекла удивительно вкусные пирожки. Признаюсь честно, у меня такие не получаются.

От неё я усвоила, что главное в жизни – любовь, и всегда старалась следовать маминому совету. Став фельдшером, я старалась облегчить страдания людей, помогать им в тяжёлую минуту, и не только выполняя свой профессиональный долг, но и в обычной жизни.

Вырастила детей, внуков, а теперь с чувством выполненного долга могу и себе посвятить время.

Зоя Владимировна:

- У мамы было восемь детей, и всех нас она приучила к труду. С пяти лет я уже помогали в огороде полоть грядки.

Мама была очень добрая и ласковая и в этом я на неё похожа, как и моя дочь.

Для моего мужа Хакима она тоже стала мамой, свою он потерял в 12 лет, в один день лишившись родителей и оставшись сиротой. Он тоже очень добрый и в женщинах ценит это качество больше всего.

Мария Ивановна:

- Я рано лишилась матери, она умерла во время войны, а отец погиб на фронте, и пятеро детей остались совершенно одни в деревенском доме, без поддержки родственников. Старшей сестре было 16 лет, и она стала опорой для меня и троих младших братьев.

Но мама успела научить нас жизни: быть трудолюбивыми, доводить начатое дело до конца и делать его хорошо, добросовестно.

Утешительницей для нас стала соседка, бабушка Марфа. Слышав, как мы плачем, она заходила к нам в дом и успокаивала, приговаривая: «Не сердитесь друг на друга, помогайте друг дружке». И воспитанная в таком духе, я свою первую зарплату повезла сестре и братишкам. Не могла я потратить их только на себя, приучена была делиться.

Долгое время работала в детском доме и жалость к детям, оставшимся, как и я, без родителей, всегда сжимала мне сердце, вызывала желание приласкать их, защитить. До сих пор у меня в кармане всегда есть конфетка для любого ребёнка, встреченного на пути.

Мария Власовна:

- У мамы было четверо детей, последний в войну родился. Мы жили в Псковской области. Строго с нами мама никогда не говорила. Обычно одного её слова было достаточно для того, чтобы мы знали, что делать. До войны жили хорошо, дети ходили в детский сад.

Потом всё изменилось и война покатилась по дорогам, грохотали орудия, шли немцы. Вели наших пленных солдатиков, измученных, голодных, окровавленных. Они шли сплошным нескончаемым потоком по нашей дороге, и мы, ребятишки, на всё хотели посмотреть. Но мама за нас очень боялась и прятала нас в подполе, маленькому братику давали что-нибудь в рот, чтобы он не плакал и не выдал нас.

Для меня мама и бабушка были неразрывны, как одно целое – наши кормилицы и защитницы. Если в избу неожиданно заходили немцы, мы с сестрёнкой Валей прятались под юбку к бабушке и сидели там, пережидая опасность. Но сначала немцы были не злые и нас не трогали. Потом, когда уже шли серьёзные бои, население начали угонять в Германию.

Старшую сестру мама прятала, берегла, очень боялась, что заберут. Но и мы не остались на месте. Нас погнали в Латвию, забирали вещи, скот и через лес — к помещикам в батраки. Выбирали большие семьи, чтобы рабочих рук было много.

Когда нас освобождали, тоже было страшно. Идёт бой, дом, в котором мы жили, загорелся, а мы внизу в погребе сидим. Потом пробирались через поле, усеянное трупами людей, животных, мама закрывала нам глаза полой или платком, чтобы мы не видели всех этих ужасов.

Всё это запомнилось на всю жизнь, из памяти не стереть!

Зоя Васильевна:

- У моей мамы было 8 детей. Мы рано остались без отца, он был репрессирован в 1937 году. Без него было очень трудно, маму никуда не брали на работу, и она ходила по хуторам, выполняла самую разную работу. Жили на то, что ей удавалось заработать.

Летом было легче, в лесу собирали ягоды и грибы, свой огород кормил. Зимой мама работала на лесозаготовках и я по мере сил помогала ей. Но потом выучилась на парикмахера и уехала из дома в Сертолово, стала жить самостоятельно. И так же, как мама, всю жизнь трудилась.

Клавдия Игоревна:

- Моего папу назначили связным, он с семьёй ехал в партизанский отряд. Но не успел доехать, начался обстрел, и шальной пулей задело маму. Ей было 24 года, а мне всего два. Конечно, я её не помню.

После войны папа женился на женщине, которая в войну потеряла мужа и детей. Общих детей у них не было, я была единственной. Меня воспитывала мачеха, но в отличие от злых персонажей из сказок, моя была хорошей. Помню, что она наряжала меня в красивые платья и всегда жалела, не утруждая домашней работой, считала, что придёт время, и я сама всему научусь.

Борис Георгиевич, единственный мужчина, участвовавший в разговоре о маме:

- Для меня мама всегда на первом месте. Доброта и ласка, любовь к детям – это у меня от неё. Она всегда ласково называла меня сыночком. А вот я свою единственную дочь называю только по имени. Помню, как хорошо было рядом с мамой.

Завершая разговор, психолог Ирина Камынинаподытожила:

- Удивительно, как в суровые военные годы доброта и нежность проявлялись в женщинах, в матерях.

Сегодня наши женщины умны, красивы, обладают деловыми качествами… Но в каком-то дефиците оказываются природою заложенные в женщине нежность, доброта и ласка. Однако они остаются востребованными во все времена, как лучшие женские добродетели.

Расходились ветераны взволнованными и растроганными.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

20