Меню
16+

«Петербургский рубеж». Информационно-аналитическая газета

04.10.2018 14:48 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 39 от 04.10.2018 г.

МЫ ПОМНИМ ВСЕХ СВОИХ УЧИТЕЛЕЙ, ОНИ В СУДЬБЕ У КАЖДОГО ИЗ НАС!

5 октября в России отмечают День учителя. 

Это одна из самых благороднейших профессий в мире. Как много обязательств налагает она! Педагоги принимают поздравления от учеников и от тех, кто давно уже окончил школу, но помнит и чтит людей, даривших им свет знаний. «Петербургский рубеж» рассказывает сегодня об учителях, их жизненной позиции и судьбах.

ГЛАВНОЕ В УЧИТЕЛЕ – ДОБРОТА

Виктория Вадимовна Савостина, учитель истории и обществознания, работает в школе №2 25 лет

- Я свою работу люблю и ни на какую другую не променяю. Выбор профессии сделала уже в сознательном возрасте. Всю жизнь провела среди военных и учителей (мама — учитель английского языка, папа военный). Наша семья переезжала с места на место: жили в Москве и Улан-Удэ, на Чёрной Речке.

Виктория Вадимовна выпускница сертоловской школы №1. Её первым учителем истории был Борис Леонидович Минаков, он привил любовь к истории, а спустя годы, будучи уже директором новой сертоловской школы №2, принял Викторию на работу после окончания университета в 1993 году.

- В школе существует музей истории Сертолово, идея создания которого принадлежит именно Борису Леонидовичу. В 1999 году началась совместная работа над его созданием. Материал собирали из самых разных источников. Неоценимую помощь нам в этом оказали Александр Иванович Кусин, который собрал и систематизировал историю Сертолово, начиная с момента его образования в 1936 году, а также Лилия Цыганкова, замечательный человек, краевед. Она оставила много записей о нашем городе и о людях, которые в нём жили.

К работе по созданию музея привлекали учителей и школьников. Большую помощь нам оказывали Валентина Николаевна Волкова, которая сменила на посту директора школы Бориса Леонидовича, а также Светлана Анатольевна Копытова, Ольга Васильевна Кожевникова, Ирина Михайловна Лу-шина, Майя Владимировна Булка, Елена Владимировна Благовская. А также огромная благодарность Михаилу Юрьевичу Коновалову, директору Детской школы искусств, и Елене Леонидовне Коноваловой, которые оформили музейные стенды.

Два года назад музею потребовалась срочная реставрация и благодаря однокурснику Виктории Вадимовны музей приобрёл современный вид. Сергей Владимирович Ефимов, кандидат исторических наук, заместитель генерального

директора Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи сделал многое для того, чтобы школьный музей преобразился, и теперь каждый из его бесценных экспонатов нашёл достойное место в экспозиции.

Сегодня в музее проводятся различные мероприятия: краеведческие уроки, историко-литературные постановки, встречи с ветеранами, лекции и экскурсии. Одна из последних была проведена для гостей Сертолово из Бреста. Белорусская делегация оставила записи в Книге почётных гостей и подарила музею книги о Бресте.

В нынешнем году у Виктории Вадимовны появилась помощница — Екатерина Олеговна Паршукова, выпускница Санкт-Петербургского университета, специалист по музейному делу. В школе введено дополнительное образование, и все желающие могут посещать занятия по музейному делу, которые проводит молодой специалист. С начала учебного года эти уроки появились в расписании, и уже набралась группа из 15 человек. Прежде всего ребята получают теоретические знания, а школьный музей будет помогать им в учёбе.

Очень важна и внеурочная деятельность. Вместе со своими учениками Виктория Вадимовна много путешествует по местам, связанным с богатым историческим прошлым нашей Родины: Москва, Суздаль, Владимир, Ярославль, Кострома, Ясная Поляна. Вместе с ней эти поездки совершает Людмила Ивановна Мордасова, «великая путешественница» и интересная попутчица.

- Только вместе с коллегами можно добиться хороших результатов. Без них я не мыслю своей жизни в школе, которая для меня второй дом.

Я благодарна своим коллегам и ученикам за совместную деятельность, поддержку и понимание!

НЕ МЫСЛЮ СЕБЯ БЕЗ ШКОЛЫ

Татьяна Борисовна Волнухина, преподаватель физической культуры школы №1

За плечами преподавателя физической культуры школы №1 микрорайона Чёрная Речка Татьяны Борисовны Волнухиной не только большой педагогический стаж, но и немало успешных выпускников.

О сбывшейся мечте

- Татьяна Борисовна, сколько лет Вы работаете учителем? Почему выбрали именно эту профессию?

- В школе работаю 28 лет, из них 20 — на Чёрной Речке. С детского сада мечтала работать с детьми. Сначала хотелось быть как любимая воспитательница, а потом решила, что стану учителем. Занимаясь в спортивной школе, окончательно определилась с выбором. Больше ни о какой профессии даже мыслей не было.

- Где учились сами? Какие предметы были любимыми?

- Успешно окончила школу в городе Камышин Волгоградской области. А в 1989 году, после окончания Узбекского института физкультуры, сбылась моя мечта, и я получила долгожданный диплом учителя физической культуры. Во время учёбы мне нравились биология, психология, ну и, конечно же, не представляла себя без спорта.

- Каков Ваш жизненный девиз и педагогическое кредо?

- Фраза «На урок физкультуры за красотой и здоровьем» всегда была моей любимой, она же стала моим кредо в школе.

Связь не прерывается

- Какую самую оригинальную «отмазку» слышали от учеников, которые не были готовы к уроку?

- На уроках физкультуры дети редко отличаются «оригинальными» отмазками. Обычно жалуются на не успевшую высохнуть после стирки форму.

- Следите ли за судьбами бывших учеников? Многие ли из них выбрали профессию учителя?

- Дети очень часто спрашивают, где можно выучиться на учителя физкультуры. Среди моих выпускников есть тренеры по футболу, баскетболу, инструкторы физкультуры в детских садах. К примеру, Иван Жмыхов сейчас ведёт занятия по баскетболу в нашей школе. Ребята под его руководством выступают на самых престижных соревнованиях и занимают там призовые места.

Не мыслю себя без школы

- Поделитесь самыми счастливыми и яркими моментами профессиональной жизни.

- Самые важные и волнующие моменты связаны с соревнованиями и победами детей. Любой успех ребёнка меня окрыляет. Не мыслю своей жизни без нашей школы, без уроков, без детей и даже в отпуске всегда хочется как можно быстрее в школу.

- Как общаетесь с учениками, чтобы заставить не только слушать тебя, но и слышать? Строгостью или убеждением?

- Я совсем нестрогая, но при этом дети меня слышат и слушаются. Люблю на уроке пошутить, стараюсь в любой ситуации найти позитивные моменты. Наверное, ученики это чувствуют и отвечают тем же.

Насыщенные будни

- Участвуете ли в каких-то педагогических конкурсах, фестивалях? Поделитесь с нами. Расскажите о своих победах, за которые особенно радостно.

- Имею высшую педагогическую категорию, неоднократно участвовала в различных школьных, муниципальных, областных конкурсах. А во Всероссийском конкурсе «Учитель здоровья России-2014» заняла 2 место. Награждена медалью «80 лет Госкомспорту России», почётными грамотами Комитета по образованию Ленинградской области, грамотами главы администрации Сертолово.

- О чём думаете, идя утром в школу?

- Утром всегда иду в школу в «сопровождении мамы». Она у меня уже старенькая и живёт в городе Камышин, но, где бы я ни была, мой день всегда начинается со звонка. Ей я рассказываю о своих успехах и успехах своих детей. Мама в курсе жизни нашей школы. Заочно знает всех моих коллег и всегда проявляет живой интерес, переживает за меня и моих деток во время соревнований.

Без спорта просто никуда

- Как любите отдыхать? Чем нравится заниматься дома?

- Большая часть свободного времени связана тоже со спортом. С детства очень люблю плавать, поэтому мой отдых – это бассейн, баня, сауна, обожаю походы на природу. Летом в отпуске занимаюсь садом и огородом у мамы, делаю заготовки на зиму для всей своей многочисленной родни, а в свободное время плаваю в Волге.

- Как, на Ваш взгляд, лучше искать дело жизни тем, кто его ещё не нашёл?

- Обязательно советую ребёнку разобраться в себе, понять, к чему его тянет. Да, к мнению взрослых надо прислушиваться, но при этом нельзя забывать, что именно ему всю жизнь надо будет посвятить выбранной профессии, поэтому она должна быть любимой.

ЖИЗНЬ, СВЯЗАННАЯ С МУЗЫКОЙ

Валентина Геннадиевна Коржова, учитель музыки школы №1 мкр. Чёрная Речка

Музыка – это язык международного общения. Люди, посвятившие ей свою жизнь, – натуры тонко чувствующие, творческие. Валентина Геннадиевна Коржова, учитель музыки школы №1 микрорайона Чёрная Речка, рассказала о себе нашей газете в канун профессионального праздника учителей.

- Валентина Геннадиевна, как долго Вы работаете учителем музыки в школе микрорайона Чёрная Речка?

- Учителем музыки работаю с 1993 года (с перерывами на преподавание в начальных классах). На Чёрной Речке – ровно 10 лет.

- Почему решили стать учителем?

- Учителем решила стать ещё в детстве, о чём и объявила своей маме в первом классе. Своего мнения до сих пор не поменяла. Единственная проблема была в выборе предмета, который хотела бы преподавать. Мне очень нравилась математика, русский язык и музыка, которой я увлеклась с трёх лет, чем очень озадачила родителей. Сначала много пела, потом играла на воображаемом пианино. И в 6 лет родители отвели меня в музыкальную школу.

- А где учились?

- Я закончила Луганский государственный педагогический институт им. Тараса Шевченко.

Я долго не могла выбрать предмет для преподавания. И помог, можно сказать, случай. Понимая, что выбрать между математикой и русским языком я не могу, остановилась на «учителе начальных классов», где могло пригодиться обучение в музшколе. И тут выяснилось, что в институте открывают новую специальность, как будто для меня. Не просто учитель начальных классов, а ещё и учитель музыки.

- Сложно ли было освоить профессию?

- Не слишком, но усилия понадобились. В музыкальной школе учатся 7 лет, в общеобразовательной тогда учились 10. После окончания «музыкалки» я всё меньше уделяла внимания игре на инструменте, тем более никто уже не требовал много, часто и правильно играть. Поэтому в институте огромное количество времени и сил потребовалось на восстановление техники, других музыкальных знаний и навыков.

Со своим преподавателем по специальности (по музыке) мы до сих пор в очень тёплых отношениях, переписываемся. После окончания института получила, по сути, две специальности и директора школ активно пользовались моей «широкопрофильностью». Поэтому пришлось и учителем начальных классов работать, и учителем музыки.

- Кому Вы могли бы порекомендовать свою профессию и о чём хотелось бы предупредить тех, кто собирается её выбрать?

- Я – романтик по натуре. Верю в призвание человека, верю в добро, которое побеждает зло. Я всегда была уверена, что учитель – очень благородная профессия. Она позволяет не только научить кого-то чему-то, но и помочь, предупредить, уберечь ребят от жизненных ошибок — а это особенно важно для них. Но для этого нужно обладать даром веры в свою миссию, если хотите, и даром убедительности. Я рекомендую эту профессию именно тем, кто любит людей и верит, что добрых людей больше, кто не боится устать от бесконечных повторений, не боится научиться чему-то у младших и потратить свою энергию на других. Для таких смельчаков это занятие интересное, приятное и удивительное. Удивляешься сам, удивляешь других, делаешь ежедневные открытия и всегда помогаешь, помогаешь. Сложно только нетерпеливым и раздражительным.

- Как Ваша семья относится к Вашей работе? Расскажите о своих родных.

- Я родилась в Северодонецке Ворошиловградской области. Мои родители – инженеры, научные сотрудники НИИ универсальных вычислительных машин. Папа ушёл из жизни в 1995 году. Мама по-прежнему живёт в Северодонецке, на пенсии. Есть сестра, младше меня на 3 года. Она – учитель английского языка. Открою секрет, моя мама мне как-то сказала, что до сих пор не понимает, как я, озвучив в 1 классе свою цель («я буду учителем»), ни разу не поменяла своё мнение, сама выбрала факультет, специальность, сама поступила, закончила, стала работать и не разочаровалась. Наверное, судьба. Просто — это моё.

После института работала в Луганске. Вышла замуж. С 1998 по 2008 годы жили в Североморске Мурманской области. С 1 сентября 2008 года по сей день живём в Сертолово. Мы получили квартиру, сразу устроилась работать в школе на Чёрной Речке.

- Что помогает бороться с усталостью?

- У меня редко бывает плохое настроение, а усталость, как говорится, вещь приходящая. Стараюсь следовать правилу: если навалилось много работы, внимательно присмотрись, отложи ту, которую, можно выполнить не так срочно. И только тогда приступай… (шучу). Но если валюсь с ног – в первую очередь сон. И силы появятся, и что-то плохое забудется, тревога развеется. Сразу легче!

- Какое вознаграждение для Вас как педагога самое ценное?

- Когда дети, и особенно выпускники, на улице радостно кричат: «Здравствуйте, Валентина Геннадиевна!» — и бегут навстречу. До сих пор приятно удивляюсь, спокойной никогда не остаюсь – это очень трогательно.

В конце урока некоторые ребята подходят и говорят: «Большое спасибо за урок!». От этого хочется расплакаться, такие слова задевают струны души.

- Какую функцию выполняют уроки музыки в современной школе?

- Помогают приобщиться к лучшему, обрести гармонию с миром, пробудить в себе вкус к жизни.

- И, наконец, поделитесь, как в кругу педагогов будут праздновать День учителя?

- О!!! День самоуправления!! Это традиционный подарок от 9-классников. Они берут бразды правления на целый день!! Учителя освобождаются от своих ежедневных обязанностей. Идут на свой шуточный урок – его в качестве сюрприза тоже готовят старшеклассники. А на обед — дружное чаепитие с угощением от администрации школы.

- Ваши пожелания коллегам, ученикам и их родителям.

- Любимые коллеги! Не теряйте оптимизма. Берегите себя для новых поколений, они без нас пропадут. Дорогие ребята и родители! Пусть в вашей душе почаще звучит музыкальная капель! И всем здоровья и успехов!

«СЕРДЦЕ ОТДАЮ ДЕТЯМ»

Екатерина Игоревна Зуброва, учитель географии Сертоловской гимназии

Во Всеволожске пройдёт организованный Ко-митетом по образованию администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район Ленин-градской области» конкурс «Учитель года». В нём будут участвовать учителя всех школ. Сертоловскую гимназию будет представлять Екатерина Игоревна Зуброва, с которой накануне Дня учителя побеседовал наш корреспондент.

- Екатерина Игоревна, где Вы получили образование?

- В Российском государственном педагогическом университете им. Герцена на факультете географии. Сейчас я магистр педагогических наук.

- Почему выбрали местом работы именно Сертоловскую гимназию?

- С самого начала хотела здесь работать. По счастливой случайности после магистратуры я попала на собеседование к директору Валентину Алексеевичу Модину, и он пригласил меня попробовать свои силы. В гимназии работаю уже второй год и планирую работать дальше — здесь потрясающий коллектив, прекрасные дети.

Ещё в детстве я мечтала стать учителем. И сейчас являюсь классным руководителем 6-1 класса. Мои ученики обучаются по физико-математическому профилю. Считаю, что у меня самый лучший, уникальный класс. У них прекрасно развита логика, аналитические способности. Буквально всё схватывают на лету. Мы стараемся быть первыми и лучшими. Например, в прошедшей недавно гимназической игре «Зарница» участвовало 500 человек, но именно команда нашего класса «Стрела» заняла первое место!

- Каким, по Вашему мнению, должен быть современный учитель?

- Мы живём в динамично меняющемся мире, ценность знаний, которые актуальны сегодня, может подвергаться сомнениям уже завтра. Поэтому, мне кажется, современным можно назвать учителя, который учит ребёнка быть готовым к проблемам жизни не только сегодняшнего дня, а учит быть максимально адаптированным. Учит быть способным к вариативному поведению. Мы не знаем, в каком мире будем жить через 5-10 лет, когда сегодняшние ученики окончат гимназию, но ребёнок должен быть успешен и в том мире, который сложится в будущем.

Так вот, задача учителя — чувствовать динамику мира, предвосхищать возможные его изменения и готовить ребёнка к этим изменениям. Именно эту задачу педагогики я указала в своей диссертации.

- Каким же тогда должен быть современный ученик?

- Часто задумываюсь: для чего рождается человек? И вы знаете, все великие гуманисты этого мира пришли к главному выводу: человек рождается для того, чтобы быть счастливым. Поэтому, когда вы меня спрашиваете, каким должен быть современный ученик, это уже неверная формулировка. Ведь мы говорим «ученик», имея в виду ребёнка. «Каким должен быть ребёнок?»- а кому он должен?

Ребёнок должен быть счастливым. И должен он самому себе. Всё, что делается в этом мире, делается для наших детей.

Но дети вырастают и сами становятся взрослыми. И мы готовим ребёнка к его будущей взрослой жизни. Поэтому мы говорим о том, что хотели бы, чтобы дети, которые какие-то часы своей жизни являются учениками, были бы чуточку гибче, чуточку восприимчивее к новой информации. Мы хотели бы, чтобы наши дети были здоровыми. Причём более здоровыми, чем сейчас. Проблема здоровья весьма актуальна. Мы хотели бы, чтобы дети с радостью воспринимали знания, которые даёт гимназия.

Всё, чем занимается современный учитель, всё, чем занимаюсь я как классный руководитель просто как человек, который работает с детьми, — всё направлено на то, чтобы дети учились жить с радостью и любовью.

- Как Вы, завоевываете авторитет у детей?

- Завоёвывать авторитет? Знаете, мне не нравится это словосочетание. «Завоёвывать» — это от слова «война». Одна сторона нападает — другая обороняется? Кто-то побеждает, кто-то проигрывает? Никогда не стремилась «завоевать авторитет». Просто живу, живу и творю вместе с детьми. И, предъявляя себя, своё сердце отдаю детям. Оказалось, что такой, какая я есть на самом деле, ребятам нравлюсь. Они готовы меня слушать и слышать. Им нравится находиться со мной в одном классе. Они считаются с тем, что думаю, с тем, что им предлагаю. И это главное. Когда есть доверие со стороны ученика, работать легко и приятно.

- Есть ли у Вас пожелания коллегам?

- Дорогие друзья! У нас с вами самая лучшая работа на свете! Каждый день мы входим в класс, учим и учимся сами. Хочу, чтобы наша работа всегда приносила радость. Хочу, чтобы ребята на наших уроках всегда улыбались и выходили из класса с благодарностью. Хочу, чтобы у каждого из нас хватило сил и здоровья долгие годы заниматься любимым делом. Счастья вам и успехов!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

541