Меню
16+

«Петербургский рубеж». Информационно-аналитическая газета

18.05.2017 12:00 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 19 от 18.05.2017 г.

ОСНОВА НАШЕЙ КУЛЬТУРЫ

О филологических проблемах современности, мочёной морошке и ананасах в шампанском

25 мая в нашей стране отмечают День филолога. Это профессиональный праздник людей, посвятивших свою жизнь изучению культуры народа, выраженной в языке и литературном творчестве. А также ­ хороший повод порассуждать об актуальных проблемах этой области. Об этом корреспондент поговорил с Лилией Васильевной Баталовой, учителем русского языка и литературы МОБУ Сертоловской СОШ №1, почётным учителем Ленинградской области, заслуженным учителем России и почётным жителем нашего города.

Проблемы обостряются

- Лилия Васильевна, поделитесь, пожалуйста, какие проблемы обсуждаются сегодня филологами, занятыми в сфере образования?

- В прошлом году я выступала с докладом по итогам обсуждения Концепции филологического образования на встрече педагогов области с председателем Государственной Думы РФ С.Е. Нарышкиным. В ходе разговора стало понятно, что необходимо переформатирование учебников по русскому языку и литературе. Миф о необходимости создания единого учебника «Русский язык. Литература» был развеян. Литература как самостоятельная дисциплина отстояла свои позиции. Также стало очевидным, что учителя полностью удовлетворены количеством часов по русскому языку и литературе в 5­9­х классах, но никак не в 10­х и 11­х. Разве можно игнорировать проблему отсутствия у молодёжи интереса к чтению? Как научить новые поколения не просто обмениваться сообщениями в соцсетях, а читать книги? И делать это вдумчиво?

К чему лукавить, увы, но духовно­подъёмные задачи – прочитать произведения «золотого канона» ­ неподъёмны для большинства современных детей. И мы сами провоцируем их читать в Интернете гениальные тексты в кратком изложении, неизвестно кем написанные…

Кроме этого, мне хочется добавить, что и современную литературу, которую школьники читают, тоже необходимо изучать и обсуждать на уроках. Так, например, на меня произвела большое впечатление книга Мариама Петросяна «Дом, в котором…», которую мне посоветовала прочитать одна из моих учениц. Не даром это произведение названо «книгой века». Этот вопрос я также поднимала на встрече с председателем Государственной Думы.

Про ЕГЭ, язык молодёжи

и «глушилку» сотовой связи

- Какие намечены тенденции развития в школьном филологическом образовании?

- Что касается русского языка и литературы, то нужно сказать, что развитие единого государственного экзамена по этим предметам движется в направлении усложнения. Например, за три часа на ЕГЭ по литературе школьнику предлагают написать сочинение из 450 слов: 4 сочинения по 50 слов и одно большое, объемом в 250 слов. Меньшее число слов не оценивается, а значит, не засчитывается. Таким образом, государство разрабатывает Концепцию школьного филологического образования, направленную на развитие речи и образного мышления. И это единственно правильное решение, на мой взгляд, в той ситуации, которую мы сегодня имеем.

- А как вы охарактеризуете состояние современного русского языка у сегодняшнего подрастающего поколения?

- Современный язык школьников чем­то похож на стиль Владимира Маяковского. Ну, а если без шуток, их язык – это язык смс­сообщений: рваные фразы, немногословность, отсутствие образности. Пишут исключительно телеграфным стилем. Век компьютеризации, к сожалению, обернулся для многих фрагментарным мышлением, ухудшением памяти и отсутствием способности к анализу и размышлениям.

- И что в такой ситуации делать…

- На современном учителе гуманитарных предметов в школе, на педагоге в вузе лежит колоссальная ответственность. Не зря ведь каждые пять лет мы проходим курсы повышения квалификации, постоянно организуем открытые уроки и принимаем коллег из области. Так, например, 17 апреля у нас в социально­гуманитарном 11 «А» классе прошёл открытый урок на тему «Проблемы подлинной и мнимой власти в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Гости были просто в восторге и назвали учеников нашей школы не только самыми талантливыми в области, но и самыми начитанными, а также ­ в совершенстве владеющими литературной речью.

Когда дети приходят ко мне в 10 класс, нашим первым семинаром становятся дебаты о том, от каких вещей русский язык нуждается в защите. И, конечно, в первую очередь, это заимствования и ненормативная лексика. Как с ними бороться? Совместными усилиями с неравнодушными родителями и понимающими детьми.

В борьбе с мобильными телефонами на уроках я открыла для себя замечательную вещь – глушилка сотовой связи. Теперь я не трачу нервы на контрольных работах. К слову, сегодня настольной книгой педагогов нашей школе стал и федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». В наше непростое время учителя должны в совершенстве владеть знаниями и о самых современных «технологиях шпаргалок», и о своих правах и обязанностях.

Литературная гастрономия

- Напоследок не могу не спросить: а как вы будете отмечать день филолога?

- Конечно, никак иначе, как по­литературному. Одним из заданий на Всероссийской олимпиаде школьников по литературе было такое ­ назвать любимые блюда писателей и поэтов, а также героев их произведений. Ну, и вы знаете, что русская душа хлебосольна, широка и щедра. Не зря ведь мы изучаем семью Ростовых столько академических часов в старших классах…

Так как в этом году исполняется 170 лет со дня смерти А.С. Пушкина, а он – наше всё, то, конечно, я буду угощать друзей и гостей мочёной морошкой. Всем известно, как Александр Сергеевич её любил. Даже перед смертью попросил ложечку. А раз гений считал именно её самым вкусным лакомством, то быть ей десертом и на моём столе в День филолога. А ещё моей визитной карточкой является «Вечер поэзии «Серебряного века», на который каждый год приезжают смотреть педагоги из разных районов области. Вывод? И ананасам в шампанском тоже быть! По мотивам стихотворения поэта Серебряного века Игоря Северянина.

Также в этом году исполняется 165 лет со дня смерти Н.В Гоголя, который привёз из своего «прекрасного далёка» фирменный рецепт спагетти с пармезаном. Но так как я и мои коллеги — дамы активного возраста — и имеем проблемы с похудением, лучше угощу их по­литературному, как у Коробочки в поэме «Мёртвые души», запасёнными баночками с соленьями и вареньями. И после последнего звонка постараюсь угостить своих филологинь не хуже, чем Пульхерия Ивановна Афанасия Ивановича, а именно тем, что обожал сам Николай Васильевич: грибками с чабрецом, пирожками с белыми грибами и варениками с черникой. Все своё, с дачи, собранное с любовью (смеётся).

Комментарии (1)

  • Omnibus, 30.05.2017 19:34 #

    Замечательный, судя по всему , педагог. Хочется пожелать успехов такому человеку и в работе, и просто в жизни.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

74